Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Снятие с креста

          Смеркается. Казнён. С Голгофы отвалив,
          спускается толпа, виясь между олив,
          подобно медленному змию;
          и матери глядят, как под гору, в туман
          увещевающий уводит Иоанн
          седую страшную Марию.

В. В. Набоков

Вечером того же дня к Понтию Пилату пришёл благочестивый знатный человек по имени Иосиф, один из членов Синедриона и одновременно тайный ученик Христа. Он попросил у него разрешения снять с креста тело Иисуса и похоронить его. Понтий Пилат дал своё согласие. Иосиф вместе с фарисеем Никодимом, также тайным другом Иисуса, пришли на Голгофу.

Они сняли тело Иисуса с креста, намазали его душистой смесью из драгоценных благовонных масел, спеленали полосами льняной ткани и обернули плащаницей (большим куском льняного полотна). Затем они бережно перенесли тело Христа в гробницу в скале пещеры, находившуюся неподалёку от места казни. Совершив традиционный иудейский обряд погребения, завалили вход в пещеру большим камнем и удалились.

Сюжет снятия с креста хорошо известен в произведениях мирового искусства. Самые первые его изображения — это византийские произведения X—XI вв., где обязательным было присутствие четырёх человек: Никодима, вытаскивающего гвоздь из левой руки Христа, Иосифа, поддерживающего его безжизненное тело, Девы Марии, держащей правую руку сына, и апостола Иоанна, застывшего в горе.

В последующие эпохи сюжет всё более усложнялся и дополнялся новыми деталями. По одной из версий его изображения, тело Христа скользит вниз по длинному полотнищу, свисающему сверху донизу.

Р. ван дер Вейден. Снятие с креста. Ок. 1435 г. Прадо, Мадрид

Обратимся к одному из наиболее известных изображений этого сюжета в искусстве Раннего Возрождения. Перед нами картина нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена «Снятие с креста». Главная задача художника явно сводилась к передаче тончайших нюансов человеческих чувств. Это действительно глубочайшая трагедия, где чувства человека достигают высочайшего накала. На картине изображено достаточно много людей. Фигуры первого плана теснятся в узкой плоскости, напоминая рельефы готических соборов. Теснота и скученность также усиливают атмосферу душевной напряжённости.

Посмотрите на фигуру Христа: его склонённую набок голову в терновом венце, бессильно опущенные руки, неестественно согнувшееся тело... А рядом упавшая в обморок Богоматерь, почти в точности повторяющая изгиб тела Христа и его висящих, как плети, рук. Её синяя с белым одежда в ещё большей степени подчёркивает мертвенную бледность окаменевшего от горя лица. Справа изображена Мария Магдалина. Профильный разворот её наклонённой головы в точности воспроизводит положение головы Христа. Невозможно забыть её лицо с застывшими слезами на глазах, рукава платья с красными, как у птицы, крыльями, скорбный жест молитвенно сложенных рук.

П. Рубенс. Снятие с креста. 1612 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В XVII в. художники П. Рубенс, Н. Пуссен и Рембрандт найдут новые решения этой сцены. Каждый из них пойдёт своим путём, общим же останется трагизм человеческих переживаний.

Мгновение, длящееся вечность, запечатлел фламандский художник Питер Рубенс в картине «Снятие с креста». Тело Христа плавно скользит по белой ткани и навсегда застывает в никогда не завершающемся падении.

Несомненно, в картине выражено представление художника о совершенном Боге-Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Здесь нет ни искривлённых мукой тел, ни криков, ни мук, ни слёз. Горе и страдания предельно сдержанны, благородны и лаконичны.

А вот в картине «Снятие с креста» французского художника Никола Пуссена эта страшная минута уже наступила. Но, глядя на это произведение, у нас почему-то не возникает чувства безысходности. Может быть, это происходит потому, что в бледном, измождённом лице Христа мы видим страдальца, нашедшего успокоение в смерти?

Н. Пуссен. Снятие с креста. 1629—1630 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

И наконец, перед нами полотно великого Рембрандта «Снятие с креста». Долго вынашивал художник свой замысел, в течение нескольких лет работал он над картиной. Ранее он уже пробовал разрабатывать этот сюжет и в гравюре, но это были лишь подступы к будущему произведению, в котором проявится весь гений художника. Он с честью выполнит заказ правителя Нидерландов, принца Оранского, действительно найдёт совершенно новое решение сюжета и превратит евангельское сказание в захватывающее своей простотой и искренностью повествование о горе и страданиях человека.

Тёмная ночь спустилась на Голгофу. Мрачным покровом окутала она вершину горы. Вдали едва виднеются очертания стен домов и куполов Иерусалима. Родные и друзья казнённого ночью поспешно снимают его тело с креста для того, чтобы предать земле, где разостлан дорогой покров, приготовленный для принятия Божественного Учителя. Тело Христа, бережно поддерживаемое учениками, бессильно скользит по полотну.

Рембрандт. Снятие с креста. 1634 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Как видим, Рембрандт так же, как и Рубенс, запечатлел момент опускания тела Христа на землю. Тем не менее к изображению этого эпизода они подошли по-разному. У Рубенса действие носит более декоративный, героический характер. Обнажённое мёртвое тело Христа прекрасно, красивы позы и лица плачущих людей. Даже мать Христа Мария предстаёт в виде ещё молодой женщины, исполненной благородной печали. Яркие изысканные цвета одежд призваны подчеркнуть торжественность и монументальность происходящего.

У Рембрандта главное внимание сосредоточено на внутренних переживаниях героев. В позах, движениях людей, в выражении их лиц воплощены владеющие ими чувства. Здесь все градации (оттенки) человеческого горя: от беспредельной материнской скорби до молчаливой тоски, озабоченности спускающих тело Христа мужчин. Каждый принимает участие в происходящем скорбном событии. Мы не увидим здесь ни одного равнодушного зрителя. Здесь нет ничего, кроме охватившего всех безысходного горя. Один из учеников с видимым усилием поддерживает тело казнённого, но не физическое напряжение передаёт в нём художник. Несравненно ярче показано душевное потрясение — горе человека, потерявшего друга и наставника. В отличие от других художников, Рембрандт изобразил мать Христа Марию простой женщиной из народа. Сломленная отчаянием, она лишается чувств при виде истерзанного тела сына.

А фигура Христа? Его безжизненное, обезображенное страданием тело Рембрандт изобразил по-человечески просто, без малейшей героизации и театральности. И всё же главная прелесть картины — это её освещение. Весь свет как бы исходит от тела Христа и ровным мягким потоком изливается на лица присутствующих. Факел, скрытый от зрителя шапкой стоящего на лестнице, озаряет и группу людей, бережно опускающих тело Христа. Мягкие отсветы падают на полные безысходного горя лица окружающих, готовых принять драгоценную ношу. Более слабым светом выделена фигура лишившейся чувств Марии с её омертвевшим от страдания и горя лицом. Тёмными силуэтами на едва освещённом фоне, в левом углу картины, выступают фигуры расстилающих плат женщин. И становится понятным, почему художник прибегает к контрастам света и тени — чтобы в ночной обстановке подчеркнуть трагичность происходящего.

А. ван Дейк. Снятие с креста. Ок. 1616 г. Музей Эшмолин, Оксфорд

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какова библейская основа сюжета снятия с креста в известных вам произведениях искусства? Какое художественное воплощение она получила в произведениях средневековых мастеров?
  2. Как изменилась художественная интерпретация этого сюжета в эпоху Возрождения? Рассмотрите картину нидерландского художника Р. ван дер Вейдена «Снятие с креста». Какими художественными средствами автор усиливает эмоциональное воздействие картины на зрителя? Какие детали произведения привлекли ваше особое внимание? Почему? О чём нам говорит «перекликание» поз и жестов рук Христа и Марии? Как это помогает полнее раскрыть авторский замысел?
  3. Сравните картины П. Рубенса, Н. Пуссена и Рембрандта на сюжет снятия с креста. Что отличает каждое из этих произведений? Почему в облике Христа Рубенс изобразил не измождённого страданием человека, как это делали в эпоху Средневековья, а прекрасного благородного Богочеловека с одухотворённым лицом? С какой целью Рембрандт использовал контрастные эффекты освещения?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь со страницами Евангелий, где говорится о снятии Иисуса с креста (Матф. 27: 57—58; Мр. 15: 42—46; Лк. 23: 50—54; Ин. 19: 38—40). Используя известные вам картины на этот сюжет, попробуйте прокомментировать их словами из евангельских источников.
  2. Внимательно рассмотрите и опишите картину фламандского художника Антониса ван Дейка «Снятие с креста». Сравните её с известными вам произведениями на этот сюжет.

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru