Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Распятие

          ...Лишь одному людское горе
          Доступно было в этот миг,
          Любовь в одном светилась взоре.
          Глядел — и кроток и велик —
          Среди безмолвной тишины
          Христос распятый...

А. Н. Плещеев

Сюжет Распятия — один из самых трагичных в мировом искусстве. Евангельское повествование о мученической смерти Христа немногословно, просто, ёмко по мысли и таинственно. А поэтому каждая его деталь важна для понимания сути происходящего. Прочитайте скорбные страницы Евангелия, которые помогут вам понять особенности изображения этого сюжета во многих произведениях искусства (Матф. 27: 33—56; Мр. 15: 22—41; Лк. 23: 33—49; Ин. 19: 18—37).

Распятие в мировом искусстве — это образ великой жертвы, искупившей грехи человеческие. С образом Распятия в течение многих лет связывались надежды людей на грядущее спасение. Из века в век характер этого сюжета менялся, отражая настроения, мысли и чувства той или иной эпохи. Общим в его воплощении всегда было использование языка символов и аллегорий. Во времена Римской империи, когда христианство было запрещённой религией, Распятие Христа изображалось символически в виде агнца (жертвенного животного) рядом с крестом. Агнец олицетворял образ Христа и воспринимался как символ невинности, кротости, терпения и смирения.

Первые изображения на этот сюжет появились достаточно поздно, в V—VI вв. В эпоху Средневековья активно использовался язык символов, а художники пытались установить связь грехопадения людей с Распятием Христа. Они утверждали, что Крест Господень был сделан из Древа познания добра и зла, росшего в садах Эдема. Голгофа — место казни Христа — одновременно является и местом погребения Адама. Поэтому в средневековом искусстве был выработан строгий канон изображения Распятия Христа.

Древнерусское искусство в изображении Распятия Христа очень деликатно и сдержанно. Иконописцы никогда не стремились показать его мученические страдания. Можно ли вообще их измерить и изобразить? Ведь икона лишь символический образ Божественной жертвы, сущность которой непостижима.

Распятие. Икона первой половины XV в. Музей им. Андрея Рублёва, Москва

Обратимся к древнерусской иконе «Распятие». В её центре — тёмный крест с распятым Христом. Склонилась к плечу голова, мучительно изогнуто тело, скорбно закрыты глаза. Христос мёртв. Над ним парят ангелы, а по обе стороны креста в позах печали и скорби застыли Мария и Иоанн. У основания креста — небольшой холмик с черепом внутри, что указывает на место погребения Адама. Кровь из раны Христа стекает на череп Адама, и это означает, что пролилась она во искупление греха и во имя спасения человечества. Прямо за крестом — светло-жёлтая стена Иерусалимского храма, который служит фоном для происходящего. Золотой фон иконы — признанный в древнерусской живописи знак света Вечности.

Не менее выразительна икона Дионисия «Распятие». На том же золотом фоне Вечности мы видим лёгкую, плавную фигуру Христа, сумевшего подняться над нестерпимой болью и мукой. Художник запечатлел тот момент, когда душа человека как бы принимает форму тела. Такого восприятия автор добивается использованием ярких, солнечных красок, создающих эффект вибрации света. Обращает на себя внимание и некоторая удлинённость изображённых фигур — излюбленный приём Дионисия, позволяющий передать совершенство, изящество и благородство.

Дионисий. Распятие. Икона из Павлово-Обнорского монастыря. Ок. 1500 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иными путями в изображении Распятия пошло западноевропейское искусство, которое, напротив, тяготело к натуралистической передаче страданий Христа. Никого не может оставить равнодушным «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта) для Изенгеймского алтаря. Картина вызывает потрясение, граничащее с ужасом. Глядя на неё, понимаешь, какая страшная цена заплачена за победу над Злом, за возможность спасения. В центре, на фоне чёрно-синего ночного неба и призрачного полуосвещённого пейзажа, мы видим фи-гуру распятого Христа. Он пригвождён к грубому, сколоченному из необтёсанных балок кресту огромных размеров.

Мертвенно, тяжело висит тело Христа, покрытое бесчисленными следами ужасных пыток. Корона из терний вдавилась в его голову и закрыла половину лба. Голова безжизненно повисла, глаза закатились, уста словно парализованы предсмертными стонами. Кровь стекает множеством ручейков. Судорога смерти неестественно изогнула колени, скрючила ступни так, будто они вывихнуты. Как красноречиво говорят здесь руки! Скованные пронзительной болью, они указывают на небеса. Какое страдание выражают эти оцепеневшие пальцы Христа! На тёмном фоне зловещего неба особенно бросается в глаза зеленоватый, мертвенный цвет тела Христа, безжалостно показанный потрясённому до глубины души верующему человеку.

Грюневальд (М. Нитхардга). Распятие. 1512—1515 гг. Икона Изенгеймского алтаря. Музей Унтерлинден, Кольмар

Рядом, у подножия креста, стоит на коленях рыдающая Мария Магдалина, чьи слёзы льются горестным потоком. В отчаянии заломлены руки. Не менее выразительны они и у лишившейся чувств Марии, закутанной в белое покрывало и упавшей на руки Иоанна.

Да, Грюневальд создал потрясающее произведение. Пожалуй, справедливо будет сказать, что и после него мировое искусство не создавало ничего подобного.

Эпоха Возрождения внесла много нового в трактовку данного сюжета. Но главным, пожалуй, явилось то, что большинство художников Возрождения стремились создать Распятие, где реальность смерти и мученические страдания Христа слиты воедино и не затмевают величие этого события. Следуя евангельскому источнику, стремясь к правдоподобию, они отчётливее подчёркивают его общечеловеческий смысл и значение.

Обратимся к картине итальянского художника Паоло Веронезе «Голгофа». Первое, что сразу обращает на себя внимание, — это необычность композиции картины. Крест с распятым Христом, обычно изображавшийся в центре, здесь нарочито смещён в левую часть холста. Тело Иисуса показано в непривычном ракурсе, в профиль, что помогает наглядно показать зрителю и неестественность позы Христа, и мучительные изломы его тела, создаёт наиболее зримый и впечатляющий образ страдания.

П. Веронезе. Голгофа. Фрагмент. Ок. 1580 г. Лувр, Париж

Впервые в трактовке сюжета огромную смысловую нагрузку несёт пейзаж. Мы видим, как по зловещему тёмному небу неумолимо ползут свинцовые грозовые тучи. Они уже заполнили полнеба, и вскоре разразится гроза, предвещая всемирную катастрофу. Немалую роль в создании трагического настроения играет и передача человеческих переживаний. Здесь на помощь художнику приходят освещение, цвет, позы и жесты персонажей. Интенсивные светлые краски одежд сталкиваются в напряжённых контрастах и выделяются на фоне мрачного неба. Автор сосредоточивает наше внимание на страдании Марии, отчаянии и сопереживании её спутников. Общее драматическое напряжение действия передано в выразительном силуэте окаменевшей от горя Марии Магдалины. Задрапированная с головы до пят в длинный плащ, скрывающий её лицо, она напоминает изображения древних плакальщиц. Пронзительный ярко-жёлтый цвет её одежды в сочетании с зелёной бирюзой неба и коричнево-красными тонами одежд других персонажей звучит как возглас боли и отчаяния.

К образам Распятия не раз обращались художники и в последующие эпохи. Полные трагического смысла произведения создали Эль Греко, Рубенс, Рембрандт, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, Ван Гог, Сальвадор Дали.

Я. Тинторетто. Распятие. Фрагмент. 1565 г. Церковь Скуола Сан-Рокко, Венеция

В двадцати вариантах повторит тему Распятия русский художник Николай Николаевич Ге. Десять лет жизни посвятит он ей. Картины на сюжет Распятия станут для художника всеобъемлющим символом страдания и жертвенности. Но как передать то, что давно уже не даёт покоя, что терзает душу? Неужели он воспользуется теми же сияющими красками, которые использовали художники Возрождения? Неужели прежними средствами он сможет вызвать сочувствие к мучениям прекрасного душой и телом Человека и Бога? Нет, надо сделать современника очевидцем этой казни, заставить его ужаснуться и пробудить совесть. Именно по этому пути пойдёт мастер.

Он писал: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Художник перечитывает сочинения историков, ищет строго научное обоснование для нового прочтения сюжета. Осенью 1892 г. он создаёт один из самых известных вариантов этой картины, где позади троих распятых отвесно возвышается глухая стена и почти физически ощутим кошмар огромного каменного мешка, куда падают палящие лучи солнца. Художник работает до изнеможения. Ученики, приглашённые им из Киевской рисовальной школы, самоотверженно помогают ему. Часами они позируют, вися на верёвках в позах распятых. Художник продолжает неистово работать... Десятки набросков, эскизов выходили из-под его руки...

Последнее «Распятие» Н. Н. Ге датировано 1894 г. Трагическую непоправимость происходящего, чудовищную реальность казни как самого страшного преступления против человечности — вот что запечатлел здесь автор. Почти во всю ширину холста он изобразил две огромные фигуры: только что умершего Христа и раскаявшегося грешника. Зло восторжествовало, но рядом — бурное, с отчаянным криком пробуждение человеческого начала. В образе раскаявшегося грешника, которому автор придавал большое значение, олицетворён обращённый ко всем призыв пройти через горнило духовного страдания и очищения.

Н. Н. Ге. Распятие. 1894 г. Местонахождение неизвестно

Это была последняя картина художника Н. Н. Ге. Ему понадобилась целая жизнь, чтобы написать её...

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какова библейская основа и художественный канон воплощения сюжета Распятия в известных вам произведениях искусства?
  2. В чём заключается особенность воплощения сюжета Распятия в древнерусской иконописи? Попробуйте сравнить известные вам произведения. Что их объединяет? Каковы характерные различия между ними?
  3. Что отличает произведения средневековых западноевропейских мастеров? Что особенно запомнилось вам в картине немецкого художника Грюневальда? Как вы думаете, почему автор отказался от изображения солдат и толпы мучителей Иисуса? На чём сосредоточено основное внимание художника? Кто находится рядом с телом распятого Христа? Как каждый из них воспринимает случившееся?
  4. Что нового внесла эпоха Возрождения в трактовку этого сюжета? Аргументируйте свои наблюдения, обратившись к картине П. Веронезе «Голгофа». Как композиция и колорит картины передают трагизм происходящего?

С. Дали. Распятие. 1954 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

П. Гоген. Жёлтый Христос. 1889 г. Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало

Творческая мастерская

  1. Что вы можете рассказать об истории создания картины «Распятие» художника Н. Н. Ге? Согласны ли вы с оценкой последнего «Распятия» (1894), сделанной И. Е. Репиным: «“Распятие” Ге меня поразило... Передо мною вдруг открыл страшную трагедию современный художник, без условной маскировки, с поразительной резкостью и правдой. Особенно сильное впечатление производит голова Христа на кресте. Великое страдание запечатлелось на претерпевшем до конца лице божественного страдальца и на всём его слабом теле, носившем в себе такой великий дух... Тёмный воздух заносится вихрем поднимающегося песка; больше ничего на фоне... К сожалению, разбойник совсем карикатурен...» Посмотрите видеофильм «Н. Ге. “Распятие”» из цикла телепередач «Библейский сюжет». Поделитесь своими зрительскими впечатлениями с одноклассниками.
  2. Как в картине итальянского художника Я. Тинторетто передан глубокий смысл и драматизм христианского события? Какую роль играют композиция, колорит и пейзаж картины? Как вы думаете, почему художник изобразил так много людей?
  3. Что отличает произведения художников XIX—XX вв. (Н. Н. Ге, С. Дали, П. Гогена)? Опишите одну из наиболее понравившихся вам картин. Что необычного в их трактовке сюжета вы можете отметить? Поясните свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru