Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Страсти Господни

          А дни всё грозней и суровей,
          Любовью не тронуть сердец,
          Презрительно сдвинуты брови,
          И вот послесловье, конец.

Б. Л. Пастернак

После того как Христа осудили на распятие, он был отдан воинам на поругание. «Раздев Его, надели на него багряницу; и, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову и дали ему в правую руку трость; и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие» (Матф. 27: 28—31). Невозможно без волнения читать эти евангельские строки. Такая в них безмерная боль и сострадание Человеку, принявшему муки ради спасения людей!

Трагической силой исполнена картина Тициана «Коронование терновым венцом», в которой переданы глубокое страдание человека и цинизм, жестокость палачей. Посмотрите на их механические движения, обратите внимание, как бездушны и жестоки их лица! Всё это ужасное зрелище разворачивается на фоне зловещего вида архитектуры, угнетающей своей тяжёлой мощью. Сумрак надвигается со всех сторон. Он уже коснулся глубины портала, арки, в которой установлен бюст римского императора Тиберия. Блики света тревожно скользят по фигурам, выделяя ярким пятном обнажённое измученное тело Христа. Среди приглушённых красок вишнёво-красная ткань сброшенной багряницы выделяется особенно ярко, подчёркивая напряжённость происходящего.

Не менее драматична картина испанского художника Эль Греко «Снятие одежд с Христа (Эсполио)». На ней запечатлён тот момент, когда перед казнью солдаты срывают с Христа одежды. Этот сюжет был чрезвычайно редким для того времени, так как художники чаще всего изображали сюжеты «Взятие Христа под стражу», «Коронование терновым венцом» и «Бичевание Христа». Интересно то, что этот мотив здесь обозначен только жестом одного из солдат, касающегося рукой хитона Христа.

Тициан. Коронование терновым венцом. 1570 г. Старая пинакотека, Мюнхен

Главное внимание Эль Греко сосредоточивает на изображении общего трагического чувства неотвратимой гибели Христа. По-разному реагируют люди на происходящее. Слева от Христа — фигура задумчивого воина (римского центуриона Лонгина), который в момент смерти Иисуса воскликнул: «Воистину Божий Сын был сей!» Толпа, заполнившая верхнюю часть композиции, обуреваема низменными страстями. Персонажи выступают из мрака с беспорядочным движением копий, отблесками металлических шлемов. Среди них — два разбойника, окружённые любопытной толпой. На их перекошенных страданием и болью лицах — ужас и отчаяние.

На фоне этой взволнованной, тревожной толпы выделяется страдальческое и возвышенное лицо Христа, обращённое к небу. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся и одухотворённых изображений Христа в творчестве Эль Греко. Несомненно, перед нами образ совершенного Человека. Но его судьба заранее предопределена: рядом — военачальники в блестящих доспехах и солдат, готовый в любую минуту сорвать с Христа багряницу. Посмотрите на его тупое выражение лица, мускулистые крепкие руки, и вы поймёте, что он всего лишь пассивный исполнитель чужой воли.

Эль Греко. Снятие одежд с Христа (Эсполио). 1577—1579 гг. Художественный музей, Толедо

Слева на переднем плане изображены Дева Мария в синем платье и две сопровождающие её женщины. Они с ужасом смотрят на палачей, сколачивающих крест для казни. Не видя того, что с Христа собираются сорвать одежды, они как заворожённые смотрят на орудие будущей казни, на механическую работу солдата, который подготавливает крест для распятия. Прекрасная белокурая Мария Магдалина пытается отстранить Богоматерь от этого страшного зрелища. Все чувства и мысли женщины обращены к будущему, которое очень скоро станет трагическим настоящим — мученической смертью Христа.

От дворца прокуратора Понтия Пилата до Голгофы (места распятия Христа) путь небольшой. Но как тяжёл и долог он для измождённого, измученного страданиями человека! Иисус очень ослабел, едва держался на ногах: сказались бессонная ночь в Гефсиманском саду, допросы Понтия Пилата и священников, жестокое бичевание, надругательства римских воинов и неверующих.

С высоты каменной террасы, готовясь сойти вниз, Иисус хорошо видел залитые солнцем улицы Иерусалима, людей, которые ещё совсем недавно встречали его восторженными приветствиями, осыпая цветами: «Осанна Сыну Давидову!» И что же теперь? Тот самый народ с жестоким любопытством ждёт его казни...

Иисуса подвели к лежащему на земле кресту, грубо сколоченному из брёвен. Он был намного выше человеческого роста и страшно тяжёл даже для сильного человека. Воины водрузили крест на исполосованное бичами плечо Иисуса, и тот, шатаясь под его невыносимой тяжестью, вышел на улицу... Низко нагнув голову, но иногда поднимая глаза, сквозь пот и слёзы он искал в этой толпе своих учеников. Но никого не было видно. Он прошёл совсем немного и упал. Толпа радостно загоготала. Тогда стражники заставили нести крест Симона, так как он с явным сочувствием смотрел на Христа. Позади них шло множество народа, особенно много было плачущих женщин. Вместе с Иисусом вели на смерть приговорённых к казни.

В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. Мы же обратимся лишь к некоторым из них. Начнём с фрески Джотто «Несение креста». Глядя на это произведение, понимаешь, что оно об одиночестве и беспомощности человека перед лицом грубой силы, но в то же время — о его духовном величии и мужестве. Медленно движется печальная процессия. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой, идёт Иисус. Рядом стражник, оглядывающийся в беспокойстве: всё должно пройти согласно предписанию Синедриона.

Джотто. Несение креста 1306—1308 гг. Капелла дель Арена, Падуя

Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса. Трагизм происходящего здесь передан настолько гениально и просто, что ему невозможно найти аналогии в истории мирового искусства.

Намеренно гротескно запечатлён этот сюжет в картине нидерландского художника Иеронимуса Босха «Несение креста». Никогда искусство не раскрывало перед зрителями таких тёмных и низменных глубин человеческой души. В центре слева направо движется главная процессия. Среди её участников солдаты, стражники, монахи, горожане. Кое-где среди современных художнику доспехов, плащей, камзолов, колпаков мелькают восточные тюрбаны и римские хламиды.

И. Босх. Несение креста. 1515—1516 гг. Музей изобразительных искусств, Гент

Фигуры постепенно укрупняются. Приближая их к нам, художник позволяет более пристально рассмотреть черты людских пороков. Копошащаяся толпа людей, напирающая и давящая друг друга, кажется сборищем мерзких, вызывающих отвращение существ. На звероподобных лицах (лицах ли?) мучителей и палачей Христа, окруживших его голову наподобие тернового венца, — садистская жестокость, переходящая в радостное наслаждение и ехидную ухмылку.

Бесчисленные оттенки ненависти, злобы, грубости и насилия... Внимательно всматриваясь в уродливый образ низменной толпы, замечаем отдельные детали: искорёженные носы, хищные гримасы, бегающие глаза, оскаленные рты, жаждущие немедленной расправы и крови... Как отвратительно это ликующее, радостное Зло!

И вот на фоне этих рычащих, ревущих нелюдей — простое, по-человечески спокойное, почти отрешённое лицо Иисуса. Он прильнул к деревянному кресту. О чём он думает? На таком чудовищном фоне он действительно выглядит божественно. Оттеснённая палачами святая Вероника с удивлением рассматривает белый плат, только что приложенный к лицу Христа. На нём чудесным образом отпечатался благородный лик Спасителя.

И. С. Глазунов. Голгофа. 1983 г. Картинная галерея И. С. Глазунова, Москва

Но вот наконец скорбная процессия достигла Голгофы, Лысой горы («голгофа» в переводе с еврейского — череп). Среди виселиц здесь действительно не было видно ни единого деревца. Приближалось время казни...

«Голгофа» — так называется одна из картин художника Николая Николаевича Ге, запечатлевшая последние минуты земной жизни Христа. Приговорённых (среди них были и два разбойника) привели на Голгофу, и только теперь они осознали своё трагическое положение. Догадка о неотвратимости смерти пронеслась в их сознании, время сжалось до предела, до мгновения... Как выразительны лица осуждённых! Заметна каждая морщинка на их изуродованных мукой лицах. Всё замерло. Застыла на мгновение выброшенная вперёд рука центуриона. Солнечные лучи, обычно несущие людям радость, здесь обрекают их на погибель.

Н. Н. Ге. Голгофа. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Многое в этой картине кажется необычным. Художник действительно создал полотно, которое отличалось от привычных канонов. Кстати, сам автор хотел, чтобы зритель, глядя на его картину, не просто узнал этот сюжет, а заново увидел и пережил его. Удалось ли это ему? Судите сами. К сожалению, полотно, почти в два метра высотой, осталось незаконченным...

Распятый на кресте нечистыми руками,
Меж двух разбойников Сын Божий умирал.
Кругом мучители нестройными толпами,
У ног рыдала мать; девятый час настал:
Он предал дух Отцу. И тьма объяла землю.
И гром гремел, и, гласу гнева внемля,
Евреи в страхе пали ниц...
И дрогнула земля, разверзлась тьма гробниц,
И мёртвые, восстав, явилися живыми...
Всё ждало истины...

А. Н. Апухтин. Гэлгофа (1855)

И. Н. Крамской. Хохот (Радуйся, царю иудейский!). 1877—1882 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как в произведениях Тициана и Эль Греко передан драматизм происходящего? На чём акцентирует внимание каждый из художников? Как показано состояние души Христа? Почему так враждебно настроена толпа?
  2. В чём, по-вашему, заключается гениальность и одновременно удивительная простота в воплощении сюжета во фреске Джотто «Несение креста»? Так ли одинок Христос в толпе своих мучителей? Сравните это произведение с одноимённой картиной И. Босха. Что их отличает? Как художники передают беззащитность и силу духа Иисуса?
  3. Почему Н. Н. Ге, автору картины «Голгофа», было особенно важно, чтобы зритель не просто узнал библейский сюжет, а заново пережил и прочувствовал его? Удалось ли художнику осуществить свой замысел?

Творческая мастерская

  1. Послушайте вступительный хор из «Страстей по Иоанну» немецкого композитора И. С. Баха (http://video.mail.ru/mail/lida_vipstar/45539/49253. html). Для прослушивания можно также использовать арию с хором № 48 «Эпизод шествия на Голгофу». Как в музыке переданы величие и трагедия земных страданий Христа? Посмотрите видеофильм «И. С. Бах. “Несение креста”» (2004) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали о создании этого произведения?
  2. Посмотрите в видеозаписи фрагменты из фильмов Ф. Дзеффирелли «Иисус из Назарета» (1977) или Д. Хеймана «Иисус» (1979). Какое впечатление они произвели на вас? Что вы можете сказать об игре и костюмах актёров, декорациях и музыкальном оформлении фильма?
  3. Рассмотрите представленные картины русских художников (Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. С. Глазунова) на сюжет страданий Христа. Какое впечатление произвело на вас каждое из этих произведений? Почему?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru