Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Что есть истина?

          Я на то родился и на то пришёл в мир,
          чтобы свидетельствовать об истине.

Ин. 18:37

Когда Иисуса схватили в Гефсиманском саду, куда Иуда привёл стражников, его сначала ввели в дом Каиафы. Там и проходил первый допрос Христа. Была уже глубокая ночь, но все члены Синедриона (высшего суда в древней Иудее) были на месте. Между собой они уже давно решили расправиться с Иисусом. Оставалось только подыскать хотя бы формальное основание для вынесения смертного приговора. Без особого труда нашлись и лжесвидетели, которые утверждали, что Иисус хотел разрушить Иерусалимский храм.

Достойно держался Христос во время этого допроса. Ни угрозы, ни издевательства, ни насмешки не поколебали его веры, не смутили его. Наступило утро. Было решено отправить Иисуса к римскому наместнику Понтию Пилату, который должен был принять окончательное решение.

Сюжет допроса Иисуса Христа римским прокуратором многократно запечатлён в произведениях изобразительного искусства. Обратимся к картине итальянского художника Тициана «Се человек» («Esse Homo»). В названии картины использованы рлова, с которыми Понтий Пилат обратился к иудеям, собравшимся перед зданием суда после поругания и избиения Христа.

Тициан. Се человек (Esse Homo). 1543 г. Музей истории искусств, Вена

Пилат выводит измученного Христа к толпе, которая неистово требует его казни. Основное действие разворачивается у лестницы роскошного дворца прокуратора. Пилат, облачённый в голубую с золотом одежду, указывает жестом на Христа. Сколько страдания и скорби запечатлено на его измученном лице! В этом образе художник воплощает возвышенное представление об идеале Человека, вступившего в трагический конфликт с миром и властью.

Посмотрите, как по-разному воспринимают происходящее в пёстрой толпе народа! Как разнообразна представленная автором гамма эмоций и чувств! Большинство персонажей равнодушны и безучастны к судьбе Христа. Пожалуй, наше внимание способна привлечь лишь фигура золотоволосой девушки в белом платье с розовым платком, поддерживающей упавшего на колени ребёнка. Несомненно, для художника она является символом нравственной чистоты и истинности веры. Но вокруг неё любопытная и безразличная ко всему толпа, враждебная Христу. Ничего, кроме слов злобы и мести, не будет произнесено в эти роковые минуты. «Распни, распни Его!» — звучит над толпой яростный крик.

Н. Н. Ге. Суд Синедриона. Повинен смерти! 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Не менее драматично передан конфликт в картине художника Николая Николаевича Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Христос и Пилат стоят друг против друга, разделённые резкой полосой солнечного света. Между двумя различными взглядами на жизнь пролегла пропасть. Наш взор приковывает фигура римского наместника. Это благополучный, строгий и уверенный в себе аристократ, купающийся в атмосфере всеобщей любви. Его фигура отбрасывает тень, переливающуюся разными оттенками на ослепительно-жёлтых плитках пола. Богатая одежда с широкой красной каймой притягивает наш взор. Обратите внимание на позу Пилата: она свободна и раскованна. Широко расставлены его ноги, гордо повёрнута голова, освещённая солнечными лучами, выразителен жест правой руки, протянутой в сторону того, кого мы не сразу замечаем на картине.

Это Христос. Его лицо и фигура находятся в тени и почти скрыты от зрителя. Он прижат к глухой мраморной стене. Грубая, в лохмотьях одежда, всклокоченные волосы, связанные за спиной руки (внизу лежит верёвка) не могут не вызвать чувства сострадания. Но, несмотря на измождённый и измученный вид, он не кажется жалким и тщедушным. Напротив, образ Иисуса исполнен величия и духовной силы. Гордый, независимый взгляд, плотно сжатые губы, спокойная, величавая поза выражают внутреннюю готовность страдать и умереть за истинную веру.

Н. Н. Ге. Что есть истина? Христос и Пилат. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Так кто же победитель в этом жестоком и неравном поединке? Пилат, на чьей стороне власть, сила, богатство? Или Христос, человек трагической судьбы и огромной силы воли? Эти непростые вопросы ставит автор перед зрителями.

Одним из лучших скульптурных произведений на этот сюжет является высеченная из белоснежного мрамора статуя «Христос перед судом народа», выполненная Марком Матвеевичем Антокольским. Христос показан в последние мгновения земного служения народу, которому он готов принести себя в жертву. Именно в эти минуты, по мнению художника, завязывается основной узел драмы. Несколько возвышаясь над зрителями, он прямо и твёрдо стоит на каменном помосте в простом хитоне и грубых сандалиях. Связанные в локтях руки покорно опущены, голова наклонена. Во всём его облике — готовность принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа. Хотя лицо Спасителя отмечено печатью страдания, в нём нет ни гнева, ни сопротивления. Оно преисполнено глубокого сознания неизбежности происходящего и вместе с тем внутренней непреклонности и уверенности в своей правоте. Сколько в нём всепрощающей кротости и смирения! Даже связанные верёвкой руки не в силах сломить его внутреннюю свободу и достоинство. Скульптор раскрывает кульминационный момент столкновения двух сил как драму, в которой побеждают величие и благородство человеческого духа.

За это произведение скульптор М. М. Антокольский был удостоен высшей награды — большой золотой медали и ордена Почётного легиона на Всемирной выставке в Париже в 1878 г.

М. М. Антокольский. Христос перед судом народа. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Внимательно рассмотрите картину Тициана «Се человек». Почему так по-разному воспринимают происходящее в толпе? Какими художественными средствами в произведении воплощено представление автора об идеале человека, вступившего в конфликт с государственной властью и обществом?
  2. В «Записках» художник Н. Н. Ге писал о своей картине «Что есть истина? Христос и Пилат»: «Пилат спрашивает: “Что есть истина?..” Для него нет одной истины, для него существует много истин. Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал». Как вы думаете, удалось ли автору передать это «столкновение»? Какими художественными средствами он достигает нужного эффекта? Кто, по-вашему, одерживает победу в этом неравном поединке? Почему?

Творческая мастерская

  1. Расскажите об известных вам произведениях на этот сюжет. Как в них запечатлены Христос и его духовные противники? Каким образом в них переданы драматизм происходящего, несправедливость судилища и неотвратимость казни Христа?
  2. Внимательно рассмотрите скульптуру М. М. Антокольского «Христос перед судом народа». Как вы думаете, на чём автор сосредоточил основное внимание и почему? Попробуйте представить, какие события могли произойти через несколько минут, если бы эта скульптура неожиданно ожила?.. С какими словами Христос мог обратиться к народу? Что ответила бы ему толпа? Предложите собственную инсценировку этого сюжета. Какова ваша позиция в споре об истинной вере?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru