Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Моление о чаше

          За слово истины высокой
          Голгофский крест предвидел Он.
          И, чувством скорби возмущён,
          Отцу молился одиноко...

И. С. Никитин

Все сидели в глубокой скорби и молчании. В ту же ночь, с четверга на пятницу, Иисус с одиннадцатью учениками вышел в Гефсиманский сад, находившийся у подножия Елеонской горы. А в это время Иуда уже торопился к дому первосвященника Каиафы...

Спустя 25 лет после создания «Тайной вечери» художник Николай Николаевич Ге напишет ещё одну картину, явившуюся её прямым продолжением, — «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад».

«Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного», — написано в Евангелии от Иоанна (16: 32). Но как воплотить в живописи этот драматический момент одиночества и предчувствия гибели? Воображение художника рисовало Христа с заломленными руками, с выражением отчаяния на лице... Но всё было не то. Ощущение гнетущей неопределённости он выразит в холодных, «скорбных» красках полотна, в мерной поступи исчезающих в темноте фигур. Мастерски переданный медленный ритм погребального шествия красноречиво напоминает о том, что из замкнутого круга нет и не может быть выхода. Сумрачные тона картины точно и эмоционально передают одиночество Христа, пока ещё окружённого людьми.

Участники прощального ужина медленно расходятся, спускаясь с залитой серебристым лунным светом площадки. Повинуясь неизбежности, они совершают свой путь в иссиня-чёрный сгущающийся мрак ночи. Их лиц не видно, фигуры закутаны в длинные плащи. Бесшумная медлительность походки, поникшие головы выдают тяжесть переживаний и глубину печали. Христос остаётся один... Его фигура освещена холодным лунным светом, лицо обращено к небу, руки судорожно сцеплены и выдают чувство одиночества и тоски. Природа спит «мёртвым сном кануна жизни» (И. Ф. Анненский).

Н. Н. Ге. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Лунный свет, ранее облегчавший герою страдания, теперь несёт одиночество и смерть. В одном из писем Л. Н. Толстой дал такую оценку этому произведению: «Настоящая картина. Она даёт то, что должно давать искусство».

В Гефсиманском саду, оставив учеников, Иисус удалился для молитвы: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Матф. 26: 39).

Атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды передана в картине испанского художника Эль Греко «Страсти в саду (Моление о чаше)». Лунный свет ночи. Мрачное грозовое небо. Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. Справа — неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. Слева — ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. На этом фоне, в самом центре картины, художник запечатлел фигуру Христа, смиренно стоящего в молитве на коленях.

Эль Греко. Страсти в саду (Моление о чаше). 1595 г. Музей искусств, Толедо

Его взор обращён к небесам, в прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный ангел с чашей в руке. Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины.

Шли последние минуты прощания Иисуса со свободной жизнью перед арестом. К Гефсиманскому саду приближалось множество вооружённых людей. С ними был и Иуда, один из двенадцати учеников Христа. Он подошёл к Иисусу и поцеловал его. Это был условный знак, поданный стражникам...

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303—1306 гг. Капелла дель Арена, Падуя

«Поцелуй Иуды» — одна из самых впечатляющих и драматичных фресок Джотто. Ночная тьма озарена огнём полыхающих факелов. Копья и палки вонзаются в синее небо. В саду — приверженцы Христа и его противники. Но пока в разъярённой толпе царят смятение и замешательство. Воины какое-то время не решаются схватить Христа, палки в их руках занесены для удара. Первосвященник на переднем плане справа делает энергичный жест в его сторону, поощряя толпу к более решительным действиям. Сам он, держась на расстоянии, одновременно страшится Христа и в то же время брезгует прикасаться к Иуде, продавшему своего Учителя за тридцать сребреников. Воин в капюшоне слева хватает за плащ кого-то из убегающих учеников Иисуса, но плащ остаётся у него в руках: пойманному удаётся ускользнуть. Пётр заносит над головой нож (защищая Учителя, он отсечёт ухо слуге первосвященника).

Ф. А. Бруни. Моление о чаше. 1834—1836 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И всё же главное в этой фреске — столкновение двух противоборствующих начал: добра и зла, благородства и предательства. Христос спокойно и смело выходит навстречу Иуде. Тот прильнул к нему, чтобы поцеловать. Вот-вот он скажет: «Радуйся, Равви!» Обнимая Христа, точнее, обволакивая его своим нежно-жёлтым одеянием (цвет измены и предательства), он словно пытается втянуть в себя человека, которому уготовил участь мученика. Светло и мужественно лицо Иисуса, его ясный и спокойный взгляд устремлён прямо в глаза изменника. Он знает истинную цену этого поцелуя. А лицо Иуды? Коварное и хищное, оно упирается в чело Христа, Иуда как бы мысленно произносит: «Пришёл твой черёд». Но Иисус спокоен, он знает: случится то, что должно случиться. И он готов отдать свою жизнь.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Как художнику Н. Н. Ге удалось передать одиночество и предчувствие гибели Христа в известных вам картинах? Какими средствами показано нарастание тревоги?
  2. Какими художественными средствами воссоздана атмосфера тревожного предчувствия надвигающейся беды в картине Эль Греко «Страсти в саду»?
  3. Каков сюжет фрески Джотто «Поцелуй Иуды»? Что вас особенно заинтересовало в передаче сюжета в этом произведении? Посмотрите видеофильм «Джотто. Поцелуй Иуды» (2004) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Поделитесь своими зрительскими впечатлениями с одноклассниками.

А. Мантенья. Моление о чаше. 1455 г. Национальная галерея, Лондон

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с картинами Эль Греко, Ф. А. Бруни, А. Мантеньи на сюжет моления о чаше. Попробуйте объяснить смысл художественных деталей, помогающих авторам передать суть библейского сюжета. Насколько удачны их композиция и цветовое решение?
  2. Прочитайте стихотворение Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад». Сравните его с евангельской историей, изложенной Матфеем (Матф. 26: 36—44) и Лукой (Лк. 22: 39—46). Найдите сходные места с текстом Евангелия. Обратите внимание на начало стихотворения. Какими художественными средствами создаётся романтический пейзаж в начале стихотворения? Как вы могли бы объяснить смысл поэтической метафоры: «Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья проплывут из темноты»? Как вы понимаете смысл четвёртой строфы стихотворения? Какова её главная мысль? Каково содержание метафорического образа: «Книга жизни, страницы которой дороже всех святынь»? В каком значении (прямом или переносном) употреблено в стихотворении слово «притча»?
  3. Объясните смысл крылатых выражений: продаться за тридцать сребреников, поцелуй Иуды, испить чашу до дна. В каких жизненных ситуациях можно ими воспользоваться? Напишите об этом небольшое сочинение-эссе.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru