Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Тайная вечеря

          Он шёл из Вифании в Иерусалим,
          Заранее грустью предчувствий томим.

Б. Л. Пастернак

В воскресенье, за шесть дней до праздника еврейской Пасхи, Иисус Христос совершил торжественный вход в Иерусалим. В сопровождении учеников, сидя на ослике, он въехал в город. Иисус и прежде не раз приходил в Иерусалим, но никогда ранее он не был увенчан подобною славой. Множество людей, слышавших его притчи и проповеди, видевших собственными глазами совершённые чудеса, вышли ему навстречу, отдавая почести, как Царю Иудейскому. Одни, по обычаю, снимали с себя верхние одежды и устилали ими дорогу. Другие срезали пальмовые ветви, приветствуя Мессию словами: «Осанна (т. е. «Спасение! Слава!») Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев! Осанна в вышних!»

Да, так было принято приветствовать только царей, победителей и героев. С этого дня началась Страстная неделя — неделя страданий Иисуса Христа.

Не могли фарисеи и первосвященники смириться с восторженным отношением людей к Христу, поэтому они стали думать, как смутить веру в него и развенчать народную славу. Много коварных и хитроумных вопросов задали они Иисусу, но на все он отвечал с удивительным спокойствием и достоинством.

Джотто. Вход в Иерусалим. 1304—1306 гг. Капелла Скровеньи. Падуя

Приближался праздник Пасхи... Фарисеи, книжники и старейшины иудейские не унимались. Собравшись в доме у первосвященника Каиафы, они обсуждали, как можно погубить Христа. Открыто осуществить свой коварный замысел они не могли: слишком сильна была народная любовь к Христу. Они решили сделать это тайно, пообещав награду указавшему место, где будет ночевать Иисус. Стали они ждать...

В четверг Христос вместе с учениками начал готовиться к Пасхе. Пётр и Иоанн приготовили трапезу, необходимую для вечери (вечерней службы, во время которой принято было благодарить Бога за прошедший день). В последний раз им предстояло собраться всем вместе. Никто не подозревал о предательстве Иуды. Никто, кроме Христа... Считая свою дальнейшую судьбу предрешённой, он ничего не сказал об этом ученикам.

В начале вечери Иисус произнёс слова, которые сильно смутили всех присутствующих:

...Истинно говорю вам, один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня.

Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: не я ли?

Он же сказал им в ответ: один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо (Мр. 14: 18—20).

Ученики, привыкшие к притчам и иносказательным речам Иисуса, не поняли намёка, один Иуда сидел в молчании, а затем незаметно удалился.

Различные моменты Тайной вечери нашли отражение во многих произведениях искусства. Фрески Джотто и иконы русских мастеров, картины художников итальянского Возрождения и современные интерпретации художников XX в. Музыкальные произведения И. С. Баха, Р. Шумана, стихотворения С. Я. Над-сона и Б. JI. Пастернака...

Признанным шедевром мирового искусства считается фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» в трапезной миланской церкви Санта-Мария делла Гра-цие. Художник выбирает кульминационный момент Тайной вечери, когда Христос говорит ученикам: «Один из вас предаст Меня». Перед зрителем раскрывается сложный внутренний мир человека, его мысли и переживания.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг. Церковь Санта-Мария делла Грацие, Милан

Прямо посередине прямоугольного стола (именно это место считается почётным) Леонардо да Винчи располагает фигуру Христа, выделяя её на фоне светлого дверного проёма. Он вслушивается в речи двенадцати апостолов, сидящих по обе стороны от него. Вглядитесь в лицо Иисуса, которое так долго художник не решался написать. Почему оно так грустно и спокойно? Может быть, потому, что ему хорошо известна дальнейшая судьба? И он смиренно готов принять её?..

Да, не величественный божественный образ являет фигура Спасителя, так хорошо нам знакомый по многим произведениям искусства, а олицетворение любви, милосердия и кротости.

А что же ученики? Каждый из них по-своему откликается на происходящее событие, у каждого — свой ответ на слова Христа. Их лица, позы и жесты выражают почти все человеческие эмоции — от смятения до печали, от удивления до гнева, от неверия до глубокого потрясения. Вопреки сложившейся традиции Леонардо размещает Иуду среди верных и преданных ему учеников. Представленный в резком повороте, он со страхом смотрит на Христа и судорожно сжимает кошель с тридцатью сребрениками. Его затенённый, грубый, уродливый профиль контрастирует с ярко освещённым прекрасным лицом Иоанна.

Я. Тинторетто. Тайная вечеря. 1591 —1594 гг. Собор Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Да, невозможно оторвать глаза от этой фрески: так она значительна и прекрасна. И становится понятным, почему Леонардо да Винчи готовился к её созданию около двадцати лет, почему сделал к ней так много набросков и эскизов, почему настолько медленно продвигалась его работа.

Из русских художников, обращавшихся к сюжету Тайной вечери, хотелось бы особо отметить картину Николая Николаевича Ге.

1863 год... Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Картина «Тайная вечеря», написанная стипендиатом Академии в Италии, буквально ошеломила публику. Слишком сильно было влияние фрески великого Леонардо. Но Н. Н. Ге сломал традиции, увидел сюжет по-своему. Вокруг «Тайной вечери» закипели бурные споры, газетные, журнальные рецензии были одна противоречивее другой. Однако одно оставалось неоспоримым — талант художника! Подобно А. А. Иванову, Ге совместил в картине две действительности: историческую и современную. Несомненным было его стремление к философскому обобщению борьбы добра и зла, к выражению острейшего ощущения дисгармонии, несправедливости жизненного уклада. Художник искал ответ на извечный вопрос: как искоренить зло, предотвратить нескончаемые людские бедствия?

Н. Н. Ге. Тайная вечеря. 1863 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Небольшое бедное жилище залито колеблющимся лунным светом. По пустым стенам бегут огромные тревожные тени. Минуту назад произошло нечто важное, непоправимое. Во всём царит особая напряжённость.

На лицах Христа и апостолов запечатлены разные чувства. В позе Иисуса, в его бездействии и молчании ощущается глубокая печаль, покорность судьбе, решимость принести себя в жертву.

Взгляды апостолов взволнованны. Привстал с ложа в немом вопросе юный Иоанн, удивлён Пётр. Ещё более неожиданным стал образ уходящего Иуды: лицо его скрыто в тени, чёткий мрачный силуэт нарисован на переднем плане картины справа. Он поднял над головой руки, накрываясь плащом, готовясь навсегда покинуть своих недавних единомышленников. По замыслу художника, Иуда не ничтожный предатель и негодяй, а вероотступник — мучительно колеблющийся, испытывающий муки совести.

На Тайной вечери, прощаясь с учениками, Иисус «преломил хлеб» и сказал, подавая его апостолам: «...сие есть тело Моё, которое за вас предаётся...» Затем он поднял чашу с вином, из которой все должны были пригубить, сказав: «...сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19—20).

Тайная вечеря. 1497 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, Вологодская область

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему так торжественно встречали Иисуса Христа в Иерусалиме? Почему фарисеи и первосвященники не могли примириться с этим? Почему они были настроены так враждебно по отношению к Иисусу? Были ли среди них сочувствующие Христу?
  2. Какова библейская основа сюжета Тайной вечери? В чём особенности художественного воплощения этого сюжета в известных вам произведениях искусства? Сравните их между собой.
  3. Фреска Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» — признанный шедевр мирового искусства. В чём заключается психологическое мастерство автора в передаче чувств собравшихся на вечернюю трапезу? Почему художник вопреки существовавшей традиции изображает Иуду сидящим между другими апостолами? Как организовано внутреннее движение в этом произведении? Как в нём подчёркивается драматизм происходящего? Посмотрите видеофильм «Леонардо да Винчи. “Тайная вечеря”» (2002) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что особенно заинтересовало вас в нём? Почему?

Тициан. Динарий кесаря. 1516—1518 гг. Картинная галерея, Дрезден

Творческая мастерская

  1. На Руси праздник Входа Господня в Иерусалим называют Вербным воскресеньем. Как вы думаете, почему? Рассмотрите фреску итальянского художника Джотто «Вход в Иерусалим» и икону из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. На каких деталях этого события авторы сосредоточивали главное внимание? Что объединяет, а что отличает эти произведения?
  2. Одна из самых впечатляющих в истории искусства трактовок сюжета Тайной вечери принадлежит итальянскому художнику Я. Тинторетто. Почему главное внимание автор акцентирует на изображении ночной сцены, залитой сверхъестественным светом и наполненной движением, напоминающим надвигающуюся бурю? Почему Иуду автор написал сидящим отдельно на краю стола?
  3. Познакомьтесь с сюжетом о подати кесарю (Матф. 22: 15—22; 23: 1—5). Рассмотрите картину Тициана «Динарий кесаря». Как в ней передана идея столкновения человеческих характеров в момент глубокого нравственного конфликта? Как с помощью цвета, света и жестов рук художник передаёт духовное благородство Христа и низменность, коварство фарисея? Какой смысл имеет в современном языке выражение Богу Богово, а кесарю кесарево? В каких жизненных ситуациях вы могли бы его использовать?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru