Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Творимые чудеса

          То были времена чудес,
          Сбывалися слова пророка:
          Сходили ангелы с небес;
          Звезда катилась от востока;
          Мир искупленья ожидал —
          И в бедных яслях Вифлеема,
          Под песнь хвалебную Эдема,
          Младенец дивный воссиял,
          И загремел по Палестине
          Глас вопиющего в пустыне...

Л. А. Мей

После Крещения Господь удалился в пустыню, чтобы в уединении молитвою и постом приготовиться к исполнению великого предназначения, ради которого он пришёл на эту землю. Сорок дней и сорок ночей Христос находился в дикой пустыне с хищными зверями, не принимая никакой пищи. Там его трижды искушал дьявол: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». На что Христос достойно ответил: «Не хлебом одним будет жить человек» (Лк. 4: 3, 4). Тогда сатана предложил броситься вниз с парапета Иерусалимского храма, чтобы посмотреть, спасут ли его ангелы. Иисус спокойно ответил: «Не искушай Господа Бога твоего». И в третий раз подступился сатана и предложил отдать все царства мира, видимые с вершины горы, и поклоняться ему. Иисус твёрдо и уверенно ответил: «Отойди от Меня, сатана, ибо написано: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”» (Лк. 4: 8).

Не удалось сатане соблазнить Бога. Отступил дьявол от Христа, так и не добившись цели.

Чаще всего художники обращались к первому искушению Христа — с камнями. Именно этот эпизод казался наиболее приемлемым для изобразительного искусства. Его воплотил русский художник Иван Николаевич Крамской в картине «Христос в пустыне». Вот как автор описывал картину:

На утре, усталый, измученный, исстрадавшийся, сидит один между камнями, печальными, холодными камнями; руки судорожно и крепко-крепко сжаты, пальцы впились, ноги поранены, и голова опущена. Крепко задумался, давно молчит, так давно, что губы как будто запеклись, глаза не замечают предметов, и только время от времени брови шевелятся, повинуясь законам мускульного движения. Ничего он не чувствует, что холодно немножко, не чувствует, что у него все члены уже как будто окоченели от продолжительного и неподвижного сидения. Нигде и ничего не шевельнётся, только у горизонта чёрные облака плывут от востока, да несколько волосков по воздуху стоят горизонтально от ветерка. И он всё думает, всё думает. Страшно станет. Сколько раз плакал я перед этой фигурой! Ну что ж после этого? Разве можно это написать?.. Я могу сказать, что писал его слезами и кровью.

И. Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Да, это свидетельство И. Н. Крамского не оставляет ни малейшего сомнения в том, что именно хотел передать художник. Главное — это мучительный выбор Христом дальнейшего жизненного пути. В бескрайней пустыне нет проторённых дорог. Свой путь придётся выбирать самому. Думы Христа глубоки, тревожны, преисполнены страдания. Но это страдание не о своём горе. Его мысли о людях, души которых необходимо спасти для будущего. И он готов смиренно нести это бремя.

По возвращении из пустыни Иисус Христос начал проповедовать на земле. И вскоре собралось вокруг него двенадцать учеников, двенадцать верных апостолов (т. е. посланников Бога на земле). Их звали: Андрей, Пётр (называемый также Симоном), Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей (или Нафаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков (младший), Иуда (Фаддей), Симон (по прозванию Зилот) и Иуда Искариот, который впоследствии предаст Христа. Они всюду следовали за ним, внимая каждому слову Учителя.

П. Веронезе. Брак в Кане. 1563 г. Лувр, Париж

Много удивительных чудес сотворил Христос на земле. Увидев их собственными глазами, простые люди начали понимать, что эти необычные дела можно совершить только с помощью Божественной силы.

Первое чудо Христа произошло в Кане Галилейской. Вместе с учениками и матерью Марией Иисус был приглашён на свадьбу. Случилось так, что во время пира не хватило вина. И тогда Иисус, обратившись к служителям, сказал: «Наполните сосуды водою». И свершилось чудо — вода превратилась в превосходное вино!

Рассмотрим фреску Джотто «Брак в Кане», запечатлевшую сцену семейного торжества в бедном доме, где жена плотника Иосифа Мария — почётная гостья. Гостей здесь немного, всего шесть человек, чинно восседающих за столом в простенькой, но украшенной ковром комнате. Их позы величавы и торжественны. Но неожиданно кончилось вино, и по приказанию Христа в шесть больших кувшинов налили обыкновенную воду.

Джотто. Брак в Кане. 1306—1308 гг. Капелла дель Арена, Падуя

Как естественно чудо превращения воды в вино! Это вовсе и не чудо. Вот толстый распорядитель с изумлением пробует необычайно вкусный напиток, вопросительно смотрит на жениха, сидящего между Христом и старцем, его учеником. Посмотрите, как растерян жених, он посылает свой смущённый взгляд в сторону распорядителя. А Христос? Он как будто непричастен ко всему происходящему. Широким жестом руки он поучает слугу, который серьёзно внимает каждому его слову. Величавая, сосредоточенная невеста также старается понять смысл совершившегося таинства. Во всём, что изобразил художник, переданы значительность и торжественность события.

От будничности и простоты сюжета Джотто к сложной многофигурной композиции приводит нас другой итальянский художник, Якопо Тинторетто, в картине «Брак в Кане Галилейской».

Я. Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюте, Венеция

В отличие от Джотто, художник помещает сцену брачного пира в огромный, уходящий в глубину зал, похожий на великолепные залы венецианских дворцов. Всё пространство картины заполнено многочисленными гостями. По замыслу автора, они призваны передать впечатление радостного и оживлённого празднества.

Но где и как художник изображает момент свершившегося чуда? Приглядитесь внимательнее: на переднем плане у длинного стола две группы людей, по жестам которых нетрудно догадаться, что именно здесь произошло нечто удивительное. Наш взор скользит по персонажам, чинно восседающим вдоль стола, и наконец внимание привлекает фигура одиноко сидящего Христа в центре картины. Именно здесь её духовное средоточие.

Тинторетто, в отличие от Джотто, изображает Иисуса в ещё большей степени безучастным к происходящему. Он не выставляет демонстративно, напоказ свою чудодейственную силу, не делает никаких жестов и знаков распорядителю праздника. Он скромен, тих и спокоен...

Иисус часто учил народ, стоя у берега в лодке и проповедуя из неё. Народу собиралось так много, что Христу трудно было говорить так, чтобы его услышали все. Однажды его ученики, Пётр и Андрей, ловили рыбу, но невод неизменно возвращался пустым. И тогда Христос повелел вновь забросить его в воду, на этот раз невод до краёв наполнился рыбой. Пришлось взять вторую лодку, чтобы собрать весь улов. Чудо до такой степени потрясло Петра, что он бросается к ногам Спасителя со словами: «Отойди от меня, Господи, я грешник». Христос ласково ответил Петру: «Не бойся! Отныне будешь ловить человеков».

Удивительную картину на этот сюжет создал итальянский художник Рафаэль. Называется она «Чудесный улов». Перед нами прекрасный озёрный пейзаж, на фоне которого разворачивается действие. Главное внимание привлекают Иисус и Пётр, ведущие диалог. Но почему именно эта важная сцена оттеснена к самому краю? Почему фигура апостола Андрея занимает здесь центральное место? Как удаётся художнику привлечь внимание к диалогу Иисуса с Петром? Посредством пейзажа и множества других художественных деталей, которые надо постараться увидеть. Например, именно туда, где расположились Иисус и Пётр, течёт вода в озере, туда же летят птицы и бегут облака на небе...

Рафаэль. Чудесный улов. 1515—1516 гг. Национальная галерея, Лондон

Спокойный и непоколебимый Христос, кажущийся на первый взгляд молчаливым свидетелем происходящего, бурно не проявляющим своих чувств, на самом деле является духовным центром этого удивительного события. И хотя художник изобразил его почти спиной к зрителю, наши взоры прикованы именно к Христу.

На берегу Галилейского озера Иисус учил народ, собравшийся из разных мест. Среди присутствующих был начальник синагоги по имени Иаир. Упал он к ногам Христа, стал горячо просить о находящейся при смерти единственной дочери. Пошёл Иисус к нему домой, но по дороге люди сообщили о смерти дочери Иаира. Около дома столпилось много людей, родные громко плакали, напрасно взывая о помощи. Тогда Иисус вошёл в комнату девочки, приблизился к ней, взял за руку и сказал: «Девица, тебе говорю: встань!»

И. Е. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

И свершилось чудо. Девочка встала и тотчас же начала ходить. Видевшие чудо пришли в великое изумление. Вскоре слух о нём разнёсся по стране.

Этому сюжету посвящена картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира». Трудно ему далась работа над ней. Как найти настроение, чтобы передать одно из удивительных чудес Христа? Как в красках изобразить библейскую легенду? Четыре месяца художник не мог прикоснуться к полотну. Конкурс на золотую медаль Академии художеств неумолимо приближался. С чего начать? С перечитывания Евангелия? Но он знал эти строки наизусть. Он представил себе Иаира, отца двенадцатилетней девочки... Смерть не пощадила его единственную дочь. Непоправимое свершилось...

В. Д. Поленов. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г. Музей Российской академии художеств, Санкт-Петербург

И вот в дом приходит Христос — великий человек, облечённый даром исцеления, прикасается к её застывшим рукам — и жизнь возвращается вновь. В борьбе двух начал — тёмного и светлого — отражение основной мысли картины, единоборство жизни и смерти.

Общая её тональность получилась мрачной, тревожной. Резкие переходы от светлого к тёмному создавали настроение беспокойства и волнения.

Вот в комнату вошёл человек с лицом мудреца, одетый в синие мягко ниспадающие одежды. Во всём его облике — спокойная сосредоточенность, уверенность в своей силе. Осторожно прикоснулся он к руке мёртвой девочки, лежавшей на ложе, покрытом белыми струящимися тканями. Прикосновение это так спокойно и естественно, что мать и отец замерли, боясь поверить в чудо. На их лицах изумление, страх и волнение.

Репин запечатлел момент, предшествующий свершению чуда. Зритель почти не видит, как прямо на его глазах начинает оживать остывшее уже тело. Грудь девочки, кажется, приподнялась для первого глубокого вздоха, а в лице совершается почти зримая перемена. Оно теряет свою мертвенную бледность и приобретает краски. Непонятна поистине потрясающая магия волшебной кисти! Светильник отбрасывает на девочку тёплые желтоватые лучи, которые уже торопятся соприкоснуться с голубоватым дневным освещением.

2 ноября 1871 г. молодому начинающему живописцу Илье Репину была присуждена первая золотая медаль Академии, которая давала право на звание художника первой степени и шестилетнее обучение за границей.

Много удивительных чудес совершил Иисус Христос. Он исцелял больных, воскрешал умерших, изгонял злой дух, укрощал бурю на озере, шёл по воде, насытил пять тысяч человек пятью хлебами...

Эль Греко. Христос изгоняет торговцев из храма. Фрагмент. Ок. 1600 г. Национальная галерея, Лондон

Однажды Иисус вместе с учениками подошёл к воротам города, но сборщик подати (мытарь) потребовал плату за вход — статир. Тогда Христос попросил Петра поймать рыбу и вынуть из её рта монету. Пётр выполнил просьбу Христа и отдал статир мытарю. Как видим, чудо происходит почти без участия Христа. Как же в таком случае передать его необычность?

Итальянский художник Томмазо Мазаччо во фреске «Чудо со статиром» использует для изображения этого сюжета три различных эпизода чуда, но показывает их как одновременное действие в едином пространстве. Интересно, что более ранний по времени эпизод (когда Христос приказывает Петру поймать рыбу) он помещает в центре картины, а следующие два (Пётр вынимает изо рта рыбы статир и отдаёт его мытарю) располагает справа и слева. Чем объяснить, что художник нарушает хронологическую последовательность происходящего? Почему непосредственно чудо Мазаччо изображает бегло, на левом краю фрески? Почему Пётр, добравшийся до берега, нагнулся и уже готов бежать обратно?

Т. Мазаччо. Чудо со статиром. 1427—1428 гг. Церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция

Вероятно, главный смысл картины художник видел не в чудодейственном событии, а в непреклонной воле Христа и в полной уверенности апостолов, что чудо непременно произойдёт. Как видим, Мазаччо не интересует повествовательная или назидательная сторона сюжета. Для него гораздо важнее подтекст легенды. В евангельском событии художник открывает не столько религиозный, сколько общечеловеческий смысл, понятный современникам.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему после крещения Иисус Христос удалился в пустыню? Каким искушениям подвергал его дьявол?
  2. Какое воплощение сюжета искушения предложил И. Н. Крамской в картине «Христос в пустыне»? Только ли страдание отражено в фигуре Христа? Почему он так безучастен к красоте зарождающегося нового дня? Как вы думаете, почему автор отказался от первоначального вертикального формата холста, заменив его на горизонтальный?
  3. Что вам известно об учениках Христа? Почему они во всём следовали своему Учителю?
  4. Сравните известные вам произведения изобразительного искусства на сюжет чудесной свадьбы в Кане Галилейской. В чём сходство и различия в изображении одного и того же события разными авторами?
  5. О каких чудесах, совершаемых Христом, рассказано в произведениях итальянских художников Рафаэля и Т. Мазаччо? Что именно заинтересовало каждого из авторов?

Н. Н. Ге. Христос и Никодим. 1889 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Я. Йордане. Христос, просвещающий Никодима. Фрагмент. Вторая половина XVII в. Художественный музей, Турнэ

 

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите картину итальянского художника П. Веронезе «Брак в Кане» и сопоставьте её с известными вам произведениями на этот сюжет. На чём автор сосредоточил главное внимание? Как вы думаете, почему?
  2. Познакомьтесь с сюжетом изгнания торгующих из храма (Ин. 2: 13—23). Рассмотрите картину Эль Греко «Христос изгоняет торговцев из храма». Как в ней передана решимость и уверенность Христа в своих действиях? Какова реакция торговцев? На чьей стороне правда?
  3. Рассмотрите картину русского художника В. Д. Поленова «Воскрешение дочери Иаира» и сопоставьте её с известным произведением И. Е. Репина. Найдите сходство и различия в передаче сюжета каждым из авторов. Посмотрите видеофильм «В. Поленов. “Воскрешение дочери Иаира”» (2003) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Поделитесь своими зрительскими впечатлениями с одноклассниками.
  4. Познакомьтесь с сюжетом о встрече Христа с фарисеем Никодимом (Ин. 3: 1—21; 7: 50—51). Чем особенно удивили Никодима речи Христа? Рассмотрите картины Я. Йорданса «Христос, просвещающий Никодима» и Н. Н. Ге «Христос и Никодим». Как художники передают конфликт между действующими лицами?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru