Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Крещение

          Спокойно лоно светлых вод;
          На берегу реки — Предтеча;
          Из мест окрестных, издалече,
          К нему стекается народ...

П. А. Вяземский

Первые произведения искусства, запечатлевшие христианский канон Крещения, можно найти в римских катакомбах III в. Спасителя изображали по-разному: обнажённым или с повязкой на бёдрах, полностью погружённым в воду или выходящим из Иордана. Реку представляли в виде речного бога Алфея, который традиционно держал в руках урну или одежду Христа. Правая рука Спасителя опущена или обращена к Иоанну. Её персты сложены в жесте благословения. Иоанн Предтеча, склонившись, возлагает руку на голову Иисуса или держит в ней свиток — символ Учения. В обряде Крещения Иисус впервые представлен как второе лицо Божественной Троицы. Когда он выходил на берег из вод Иордана, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа Святого в виде голубя.

Древнерусский канон Крещения (или Богоявления) выразил поэт Симеон Полоцкий (1629—1680):

          Тридесять лет имея, Христос Бог крестися,
          На Иордане Троица Святая явися:
          Отец в гласе, Сын в плоти, Дух же Божественный
          В видении голубя над Христом явленный.

Именно так воплощали этот сюжет древнерусские иконописцы. Обратимся к замечательной иконе «Крещение», написанной для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос. Иоанн Креститель в глубоком поклоне благоговейно возлагает ладонь правой руки на голову Бога. В другой руке он держит священный свиток. Хотя на иконе изображены и другие персонажи (ангелы на берегу), наше внимание приковано к стройной и хрупкой фигуре Христа с ослепительно-белой повязкой на бёдрах. Божественный свет, освещающий сцену, составляет её общий фон. Свет покрывает вершины золотистых горок, придавая иконе торжественный и праздничный облик.

Крещение. 1497 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, Вологодская область

В эпоху Возрождения живописный канон Крещения несколько изменился. Вместо речного бога теперь стали изображать двух или трёх ангелов, держащих одежды Христа. Иоанн Креститель совершает обряд «обливанием» (льёт воду на голову Иисуса). В небе парит голубь, а ещё выше изображается фигура Бога Отца, посылающего своё благословение.

Обратимся к картине итальянского художника Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Иоанн Креститель бережно льёт воду из чаши на голову Христа. Он так сосредоточен, что ничего не замечает вокруг себя. То же выражение запечатлено и на лице Христа, старательно сложившего ладони.

В его облике нет ничего божественного. Напротив, он скорее напоминает человека из народа. Его естественность и простота особенно заметны на фоне миловидных светловолосых ангелов в виде босоногих крестьянских девушек в венках из полевых цветов.

Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1445 г. Национальная галерея, Лондон

Над головой Христа распростёр крылья посланник неба — белокрылый голубь. В целом картина воспринимается как вполне будничная, обычная сцена. Раздевающийся юноша на берегу Иордана на втором плане справа, вероятно, также призван отвлечь наше внимание от торжественного священнодействия.

Молодые растения на переднем плане картины символически напоминают о втором, духовном рождении человека — таинстве Крещения. Светлая и нежная цветовая гамма передаёт особенное спокойствие и значительность свершающегося обряда.

А вот испанский художник Эль Греко в картине «Крещение Иисуса», напротив, стремится сохранить торжественность происходящего. То появляющиеся, то исчезающие в вихре облаков ангелы и херувимы, спустившиеся на землю, словно соединённую без всяких границ с небом, указывают своим присутствием на важность события. Краски переливаются всеми оттенками.

Неровные линии и особенно феерическая игра световых лучей, исходящих от изображённой вверху фигуры Бога Отца, призваны передать движение, динамику. Вертикальная композиция картины удлиняет пропорции фигур, символически подчёркивая их устремлённость к небу.

Коленопреклонённый Христос, озарённый ослепительным светом, с мольбой смотрит на Иоанна Крестителя. Но почему так печально лицо пророка? Возможно, он уже предвидит грядущие страдания Христа.

Эль Греко. Крещение Иисуса. 1595—1600 гг. Прадо, Мадрид

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какой канон Крещения существовал в первых произведениях христианского искусства? Какие изменения он претерпел в эпоху Возрождения? Аргументируйте свои знания конкретными примерами.
  2. Опишите одно из понравившихся вам произведений изобразительного искусства на сюжет Крещения. Как передана атмосфера многолюдного и красочного праздника в картине Б. М. Кустодиева «Крещение»?

Б. М. Кустодиев. Крещение. 1921 г. Частное собрание

Творческая мастерская

  1. Церковный праздник Крещения на Руси всегда сопровождался праздничными песнопениями. Послушайте фрагменты некоторых из них (http://kreshenie.paskha.ru/iconi/galleryicon/7galleryicon_id-1). Как в музыке переданы торжественность и величие христианского праздника? Сочините стихотворение (рассказ) или выполните рисунок на тему Крещения.
  2. Попробуйте представить себя в художественном пространстве картины русского художника Б. М. Кустодиева «Крещение». Какие чувства и настроения вы переживаете в этот момент? Способна ли общая атмосфера народного праздника изменить ваш внутренний мир? Поясните свой ответ. Предложите собственный вариант живописного или графического произведения на этот сюжет.
  3. Самостоятельно прочитайте главу «Крещение» из повести И. С. Шмелёва «Лето Господне» (1933) и расскажите о Крещении, одном из любимых праздников на Руси. Что вам особенно запомнилось или поразило в этом произведении? Поясните свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru