Учебник МХК для 6 класса

Искусство

       

Проповедь Иоанна Крестителя*

          С Иосифом Господь беседовал в ночи,
          Когда Святая Мать с младенцем почивала...

          «Иосиф! Я расторг с жестокими завет.
          Исполни в радости Господнее веленье:
          Встань, возвратись в мой тихий Назарет —
          И всей земле яви моё благоволенье».

И. А. Бунин

Исполнил Иосиф повеление Божье, вернулся из Египта с семьёй в город Назарет. Немного мы знаем о детстве Иисуса. Известно, что помогал он отцу Иосифу плотничать, во всём слушался родителей. В Евангелии от Луки сказано: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на нём» (Лк. 2: 40).

Когда мальчику было двенадцать лет, родители взяли его с собой на праздник Пасхи в храм Соломона в Иерусалиме. Никогда ещё не видел он такого великолепия и роскоши. Как заворожённый он слушал торжественное богослужение, а затем вступил в разговор с другими паломниками. О чём спрашивал и что отвечал этот мальчик, мы не знаем. Евангелие ничего не говорит об этом, но можно не сомневаться: это были вопросы и ответы, касающиеся пророчеств о Мессии. Он так удивил всех присутствующих мудростью суждений и превосходным знанием Священного Писания, что вокруг него стало собираться много слушающих. Здесь и нашли сына Мария и Иосиф. Вскоре вся семья покинула Иерусалим и благополучно возвратилась в Назарет.

Шло время. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, пришёл он из Назарета к реке Иордан, где проповедовал и крестил людей Иоанн Предтеча. Давно уже Бог не посылал еврейскому народу пророков, а потому, услышав о явившемся пророке Иоанне, его удивительной жизни и проповеди, народ со всех сторон стал собираться послушать его пламенные речи.

П. Веронезе. Христос среди книжников. 1558 г. Прадо, Мадрид

Кисти итальянского художника Караваджо принадлежат шесть картин (!), запечатлевших образ Иоанна Крестителя. На одной из них — «Иоанн Креститель» — мы видим юношу, играющего с маленьким ягнёнком. В правой руке он держит букетик цветов, а левой бережно прижимает к себе животное. Он явно не хочет, чтобы ягнёнок объел эти цветы. Кажется, ничто здесь не говорит о том, что перед нами будущий пророк. И всё-таки. Посмотрите, у ног юноши тростниковый крест с длинным тонким стволом (важнейший атрибут изображения пророка). Через него перевита серебристая лента с надписью «Ессе Agnus Dei» (лат. «Вот Агнец Божий»). Именно эти слова, как свидетельствует Евангелие, произнёс Иоанн Креститель, когда увидел идущего ему навстречу Иисуса Христа.

С каждым днём слушателей становилось всё больше и больше. О чём же проповедовал Иоанн? Он говорил о скором появлении единого царства с Богом-царём, требовал от народа духовного очищения, перемены всего образа жизни. «У кого две одежды, тот отдай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3: 11). Воинов он напутствовал словами: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14). Мытарей (т. е. сборщиков податей) поучал: «Ничего не требуйте более определённого вам» (Лк. 3: 13). Всех, кто внимал Иоанну, верил его словам и каялся в своих грехах, Иоанн крестил в реке Иордан, окропляя головы водой, с тех пор почитающейся священной.

Л. Дюрер. Двенадцатилетний Иисус в храме. 1506 г. Художественный музей, Лугано

Необычно представлен этот сюжет в картине Питера Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя». Действие происходит на опушке глухого, тёмного леса. Толпа людей так тесно обступила Иоанна Крестителя, что уже нет свободного места, а потому несколько человек забрались на деревья.

Обеими руками Иоанн Креститель указывает в даль, открывающуюся в узком просвете между оголёнными стволами больших деревьев. Если приглядеться внимательнее, то на реке можно различить едва заметную миниатюрную сцену Крещения Христа. И всё же главное внимание художник сосредоточил на изображении поведения пришедших послушать его людей. Вот почему некоторые лица даны крупным планом. Действительно, как по-разному переданы их чувства! На одних лицах — печать любопытства, на других — напряжённое внимание. Один из зрителей даже упал, очевидно потрясённый услышанными словами. Впрочем, слушают далеко не все.

Караваджо. Иоанн Креститель. 1603 г. Художественный музей, Базель

В самой гуще толпы изображён человек, отвернувшийся от проповедника. Кого ищет его тревожно-пытливый взгляд?.. Существует предположение, что это автопортрет художника.

Одним из главных пророчеств Иоанна было провозглашение пришествия Мессии (Спасителя). Когда же будет земное пришествие Христа? Его ожидали с часу на час, а потому в надежде и волнении поглядывали на дорогу, ведущую к реке Иордан. Были здесь и сомневающиеся, которые с недоверием относились к речам пророка. К ним в первую очередь были обращены слова Иоанна: «Я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Лк. 3: 16).

Картину художника Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» (первоначально называлась «Явление Мессии») сегодня знают практически все. В зале Третьяковской галереи, где хранится полотно, всегда посетители. Конечно, она поражает не только своими огромными размерами (540 х 750 см). Что же привлекает наше внимание? Библейский сюжет картины многим сегодня почти не известен или знаком приблизительно. Тем не менее каждый находит в ней что-то близкое для себя.

Человечество на перепутье... Какой выбор возможен для человека? И вот наступает минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались. Здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные, те, кто поверил сразу и кто до сих пор сомневается. Потрясены и те и другие. Все взволнованы... В эту минуту решается их судьба.

П. Брейгель. Проповедь Иоанна Крестителя. 1566 г. Музей изобразительных искусств, Будапешт

Как по-разному выражают свои чувства собравшиеся! Справа люди, уходящие от Христа. Это его будущие гонители — фарисеи. Их головы опущены, на лицах нескрываемая враждебность, взгляд потуплен, губы сомкнуты. Здесь затаилась тревога, сожаление об уходящем прошлом, здесь зреет зловещий умысел. О чём думают в эти минуты встревоженные всадники, представляющие Великую Римскую империю, империю Власти?

Тех, кто уже принял крещение в священных водах Иордана, кто искренне покаялся в грехах, пожелал очиститься от них и начать новую жизнь, переполняет чувство радостного ожидания и надежды. Они устремились вперёд, готовые воспринять новую истину и пойти за Христом. Среди этой группы людей обращает на себя внимание фигура раба с верёвкой на шее. Скорчившись на земле и вскинув голову, внимая проповедям Иоанна, он в то же время готов услужливо накинуть полосатую ткань на изнеженное, холёное тело своего господина. Плачущая улыбка или рыдающий смех, радость или боль запечатлелись на его лице? И только выразительный жест руки хозяина, сидящего спиной к зрителям, красноречиво призывает не очень-то доверяться проповедям Иоанна Крестителя.

Но как страстно и самозабвенно звучат его пророческие слова! Одетый в грубую овечью шкуру, давно не стриженный, бородатый человек, он стоит, утомлённый долгой дорогой и скитаниями, крепко держась рукой за посох. Какая сила духа и убеждённость в его взоре! Как благороден и выразителен его лик! О Царстве Небесном он говорит так убедительно, что не понять его слов невозможно, не поверить — тем более! И по контрасту с ним — фигура сомневающегося человека в голубом хитоне. Чуть отступив в глубину, он пропускает мимо себя идущих за пророком людей. И если руки Иоанна Крестителя вдохновенно подняты вверх, то руки сомневающегося, напротив, спрятаны в широких рукавах хитона. А стоит ли пускаться в неизведанный путь? Можно ли до конца верить странным словам неистового пророка?

А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Свежий утренний ветер разогнал облака, вспенил волны, громким гулом пролетел над голубыми горами, заиграл складками тёмно-синего плаща, нежно прикоснулся к золотистым волосам того, кто идёт по склону холма, едва касаясь стопами земли. Он никуда не спешит, ни на что не взирает. Он, как всегда, сохраняя невозмутимое спокойствие, идёт к людям, несёт в этот мир гармонию и красоту, покой и согласие.

Так о чём же эта картина? Об ожидании справедливости, правды, веры в совершенного человека, понимающего все нужды и чаяния народа, готового принести себя в жертву ради спасения человечества? Сомнения ещё витают в толпе, но люди в который раз поверят и пойдут на поиски счастья, совершенства и истины.

Более двадцати лет работал художник над этой картиной. Она в буквальном смысле была им выстрадана. Он отдал ей все свои силы, время и помыслы. Известно, что Священный Синод не сразу утвердил тему, которая никогда не была канонизирована в искусстве живописи. Поэтому её необычный замысел требовал от творца напряжённой работы. Многое предстояло художнику решить впервые. Одних этюдов, приготовленных для картины, хватает на целый зал в музее, они могут составить отдельную выставку. Каждый из них — это поиск оптимального решения. Это маленькие шедевры, которые сегодня можно рассматривать как самостоятельные работы.

Синт Янс. Иоанн Креститель в пустыне. 1485—1490 гг. Художественный музей, Берлин

 

Андрей Рублёв. Иоанн Предтеча, 1408 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Опишите одно из известных вам произведений изобразительного искусства, в котором рассказывается о рождении, детстве или проповедях Иоанна Крестителя. Что вас особенно заинтересовало в нём? Почему?
  2. Какова главная идея картины А. А. Иванова «Явление Христа народу»? Как вы думаете, почему автор объединил в единый сюжет момент пророчества Иоанна Крестителя и явление Мессии? Почему неожиданное появление Иисуса произвело столь сильное впечатление на собравшихся на берегу реки Иордан? Почему художник придавал большое значение изображению пейзажа? Посмотрите видеофильм «А. Иванов. “Явление Христа народу”» (2006) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали об истории создания этого произведения?
  3. Рассмотрите картину нидерландского художника Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне». Почему пророк запечатлён в облике странника? Как пейзаж и композиция картины помогают раскрыть замысел автора?
  4. Сравните известные вам изображения Иоанна Крестителя и икону Андрея Рублёва. Что хотел передать древнерусский художник в его внешнем облике? Какие отличия в изображении библейского персонажа вы можете отметить?

Творческая мастерская

  1. Соберите материал о детстве Иисуса. Какое отражение оно получило в произведениях искусства? Для выполнения этого задания обратитесь к ресурсам Интернета (http://blagovest.al.lg.ua/9904/01.html и http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore/f5390dd3-58c8-4ae1 -a74d-4c44b3fefa18/ Sujeti/I I. Detstvo/ 17.Ch_v_hrame/dvenadcatiletnij_lisus.htm).
  2. В центре картины немецкого художника А. Дюрера «Двенадцатилетний Иисус в храме» мы видим отрока, окружённого седобородыми старцами. Почему так по-разному слушают они будущего Мессию? Какие детали этого произведения привлекли ваше особенное внимание? Почему? Посмотрите видеофильм «А. Дюрер. “Христос среди учителей”» (2004) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что вас в нём особенно заинтересовало?
  3. Познакомьтесь с картиной итальянского художника П. Веронезе «Христос среди книжников». Как в ней передана атмосфера общего внимания? Каковы особенности композиции картины и как она помогает передать её главную идею?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru