|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник МХК для 6 класса ИСКУССТВООбразы СретенияИ образ Младенца с сияньем вокруг...
И. А. Бродский По закону Моисея на сороковой день после рождения ребёнка родители должны были принести первенца в храм для посвящения Богу. При этом в знак благодарности полагалось преподнести дары. Богатые приносили ягнёнка, а бедные — двух горлиц или птенцов голубиных. Когда Иисусу исполнилось шесть недель, Мария и Иосиф, взяв пару птенцов голубиных, принесли младенца в Иерусалимский храм. В то же время туда пришёл «по вдохновению» старец по имени Симеон, «муж праведный и благочестивый». Именно ему было предсказано свыше о пришествии Мессии (т. е. Христа). Престарелый Симеон уже около трёхсот лет ждал этого счастливого дня, а когда увидел младенца, взял его на руки, совершил обряд по закону и благословил такими словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое ты уготовил перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29—32).
Удивились Мария и Иосиф словам Симеона. Марии старец предрёк великую и трудную судьбу Сына, её материнскую скорбь о нём. Во время знаменательной встречи в храме находилась и благочестивая вдова, пророчица Анна, которая также восславила Господа и рассказала затем другим людям о чудесной встрече. А Мария и Иосиф, исполнив всё, что следовало по закону, совершив обряд посвящения, вернулись с младенцем в Назарет.
Сретение. Икона из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. 1425—1427 гг. Сергиев Посад Сретение (т. е. встреча) — один из самых торжественных христианских праздников, отмечаемых церковью на сороковой день после Рождества Христова. В произведениях искусства сюжет Сретения начали изображать очень рано. Византийское искусство выработало канон, позволяющий в живописи передавать главные черты события. Строго следуя ему, древнерусские художники в то же время привносили в этот сюжет своё понимание. Обратимся к «Сретению» из Кашинского иконостаса. Неизвестный мастер тверской школы живописи по-своему раскрыл суть евангельского повествования. В торжественной процессии, подчиняясь единому ритму, шествуют Богоматерь с младенцем на руках, Анна, поднявшая в пророческом жесте руку, и Иосиф, несущий в клетке двух белых горлиц.
«Сретение» из Кашинского иконостаса. Середина XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Посмотрите, как удаётся художнику передать внутренний трепет юной Марии, значительность и убеждённость вдохновенной Анны, скромность Иосифа. Их одежды вишнёвого, тёмно-зелёного и охристого цветов спокойны и неярки. Но как неожиданно звучит на их тёмном фоне ослепительно-белый цвет рубашечки младенца Христа! А его не по-детски осмысленный, серьёзный взгляд?! Это его, Иисуса, в низком, длящемся поклоне встречает старец Симеон. Сходя навстречу Христу со ступеней высокой лестницы храма, он протягивает к младенцу руки, покровенные (т. е. покрытые) одеждами. Покровенные одежды — образ-символ почтения, уважения и благоговения, хорошо известный в традициях русской живописи. Симеон молитвенно и бережно принимает ребёнка как великую святыню. Да, действительно, не берёт младенца, а именно принимает. И это высокое приятие, несущее одновременно славу и горе, чрезвычайно тихо, торжественно и деликатно. Оно вызывает ощущение удивительной тишины, гармонии и покоя. Лишь верхушки деревьев, едва колеблемые ветром, напоминают о грядущих драматических событиях.
Джотто. Принесение во храм. 1306—1308 гг. Церковь Капелла делъ Арена, Падуя А вот ещё одно замечательное произведение — фреска «Принесение во храм» в церкви Капелла дель Арена в Падуе итальянского художника Джотто. У алтаря — старец Симеон, держащий на руках младенца Иисуса. Он произносит пророчества об «оружии, которое пройдёт в душу матери ребёнка». Младенец тянется маленькими ручонками к совсем ещё юной Марии. Как спокоен его ясный взор, устремлённый вдаль! Иосиф с парой голубей в руках и Анна-пророчица, стоящие позади Марии, с глубоким волнением наблюдают за происходящим. Их напряжённость и некоторая тревога в жестах Марии говорят о скорбных переживаниях Богоматери. Слетающий к ней архангел повелительным жестом возвещает о необходимости спасать младенца от опасности: в ближайшее время предстоит бегство в Египет.
Сретение Господне. Двусторонняя икона из Софийского собора. XV — начало XVI в. Великий Новгород Вопросы и задания для самоконтроля
Творческая мастерская
|
|
Узнать стоимость написания
|