>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник МХК для 5 класса Мировая художественная культураII. Мифология древних славянПриветствую в образах вечных —
В. Я. Брюсов. Гимн богам Раздел «Мифология древних славян» познакомит вас с историческими истоками славянской культуры. Объяснение многих народных представлений о жизни мы часто находим в глубокой древности. Какие вековечные традиции наших великих предков живы до сих пор, на чем они держатся? Где источник народной мудрости, запечатленный в пословицах и поговорках, крылатых изречениях русского языка?
Обычаи, верования, обряды и традиции русского народа уходят корнями в глубокую древность, в славянскую мифологию, необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов и образов. Что мы знаем обо всем этом? К сожалению, очень немного и довольно поверхностно. С детства мы знакомимся со сказками, былинами и баснями, в которых нашли отражение верования наших предков. С их помощью мы также познаем мир, пытаясь ответить на многие интересующие нас вопросы. Славянскую мифологию часто называют языческой. Это не случайно. Что же такое язычество? Это вера человека не в одного, а во многих богов. В глубокой древности славяне обожествляли землю, огонь и воду, почитали растения и животных. Они знали, что жизнь людей целиком и полностью зависит от сил природы, а поэтому верили в их божественное происхождение и поклонялись им. Не меньшее значение древние славяне придавали культу умерших.
Н. К. Рерих. Идолы. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Такие представления наших предков о природе и жизни породили языческих богов — Перуна и Велеса, Макошь и Ладу... (Кстати, слово «бог» — исконно славянское, оно обозначает «счастье, удача».) Боги славянской мифологии олицетворяли собой главные природные стихии, выступали в качестве покровителей хозяйства. Вот почему наиболее почитаемыми у славян считались боги грозы и молнии, солнца и ветра, скотоводства и плодородия. С именами верховных богов славянского пантеона были связаны многие суеверия, обрядовые празднества и игры. Некоторые из них (Перун, Велес, Сварог, Макошь) забывались, другие приобретали новые имена. Некоторые поверья о Купале, Ярйле, Коляде просуществовали в русских селениях вплоть до XIX в. Их имена звучали в песнях и поговорках, символически расцветали на полотенцах и в орнаментах народных костюмов, открывались взору в дивных фантастических узорах на наличниках окон. Существовали у славянских народов и свои представления об устройстве мироздания, связаны они были с понятием Мирового Древа. Считалось, что Вселенная состоит из трех ярусов. Как и Мировое Древо, она имеет нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). На небе жили высшие боги: Перун, Велес, Дажьбог и др. Земля была отдана духам природы: домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны. С представлениями о строении Мирового Древа были связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня. Замечательный исследователь славянской культуры А. Н. Афанасьев (1826—1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне, как и многие другие народы, связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом:
А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К. Д. Бальмонта (1867—1942) «Славянское Древо»: Корнями гнездится глубоко,
С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно. Свежительны бури, рожденье в них чуда,
После принятия христианства на Руси в 988 г. значение языческих верований и обрядов постепенно ослабевает, а со временем некоторые из них сливаются с православием, дают новое толкование многим явлениям языческой культуры. Часть древних славянских богов соотносится с именами особо почитаемых святых (например, Велес со святым Власием, Макошь с образом святой мученицы Параскевы Пятницы). Другие боги и вовсе утрачивают свое имя, сохраняясь лишь в произведениях устного народного творчества: песнях, сказках и обрядах. Вопросы и задания
Творческая мастерская
|