Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Лада

              Благослови, мати,
              Ой, мати Лада, мати!
              Весну закликати...

Заклинательная песня

Лада (Ладо) — божество, покровительствующее семье и бракам. Издавна на Руси Лада почиталась как богиня плодородия. Это она, как отмечали наши предки, выводит весеннее солнышко из-за туманных покровов зимы и способствует хорошему урожаю. Как славянскую богиню любви и красоты ее можно было бы сравнить с греческой Афродитой, хотя ученые прослеживают ее связь с греческой богиней Лато (Лето) и римской Латоной, матерью Аполлона и Артемиды. Следует отметить, что Лада известна всем славянским народам. Ее образ присутствует в фольклоре поляков и чехов, словаков и сербов, хорватов и болгар. Широко распространено это имя и у балтийских славян.

Ладу изображали в виде молодой прекрасной женщины с золотистыми волосами и в розовом венке на голове. Одетая в русскую одежду с золотым поясом, убранная жемчугами, она держала за руку свою дочь Лелю.

С наступлением весны начинались торжества в честь Лады. Весна! Какая она будет? Солнечная или холодная? Засушливая или дождливая? Что принесет она с собой? Не запоздает ли? Все ли готово к ее встрече? До сева еще далеко, а поэтому надо было ускорить ее приход.

На Красную горку закликание весны начиналось с восхода солнца. Все устремлялись к высокому холму и начинали старинный обряд. Самая красивая девушка, выбранная из хоровода, выходила на середину круга и произносила:

        Здравствуй, красное солнышко!
        Празднуй, ясное ведрышко!
        Из-за гор-горы выкатайся,
        На светел мир воздивуйся...

Весь хоровод подхватывал песню, затем ее сменяла другая, третья... Красная горка считается девичьим праздником, и так как в этот день играют свадьбы и идет усиленное сватовство, то все девушки приходят в самых лучших нарядах, а женихи выбирают невест.

Н. К. Рерих. Леля, дочь Лады. Эскиз костюма к балету «Весна священная». 1911

Позднее, когда на полях уже появлялись первые всходы, Ладу просили о дожде.

        Да подует, Лада,
        Да подует тихий ветер,
        Ой, Лада, ой!
        Да ударит, Лада,
        Да ударит урожайный дождь,
        Ой, Лада, ой!

С самого раннего утра следили, не покажется ли на небе туча, не побегут ли по небесному своду хмурые облака. Ну а если и впрямь брызнет на землю весенний дождичек, то все наперебой кинутся умываться струями «небесной водицы». Это, по народным приметам, должно принести счастье, красоту и вечную молодость.

С мольбами и заклинаниями обращались наши предки к богине Ладе, понимая, что от ее милости будет во многом зависеть судьба будущего урожая. На Руси существовал обряд, когда раным-рано поутру вся молодежь, взявшись по двое за руки, шла к околице. Получался живой мост, пестревший всеми цветами праздничных нарядов. По этому мосту соединенных рук проходила маленькая девочка с венком на голове, убранная разноцветными лентами. Шествие доходило до озимого поля.

        Лада, Лада!
        Ой, Лада!
        О, Лада! —

пели в это время девушки. Затем опускали маленькую «Ладу» на землю, где она должна была сорвать пучок зеленой ржи, готовящейся собраться в колос. Девочка бежала с ним обратно, к околице, а все, припевая хором, устремлялись за ней, пытаясь при этом ее догнать:

        Пошел колос на ниву,
        Пошел на зеленую,
        Пошел колос на ниву,
        На рожь, на пшеницу!
        Ой, Лада!
        Уродися на-лето,
        Уродися, рожь, густа,
        Густа-колосиста,
        Умолотистая!
        Ой, Лада!
        Ходит колос по селу,
        Ходит от двора к двору,
        Со девицею,
        Со красавицею!
        Ой, Лада!

Пройдя с песней всю деревню, они разбрасывали цветы и ленты, славя весну. А готовящиеся к браку посвящали ей жертвоприношения, надеясь приобрести с ее помощью любовь и счастье в жизни. Ладу упоминали во время гаданий о замужестве и в зимние святки.

После праздника Ивана Купалы песни в честь Лады умолкали до следующей весны. У нее спрашивали разрешения пригласить (закликать) весну на следующий год, а поэтому совершали обряды, играли и пели веснянки.

Но весна была не только светлым и жизнерадостным праздником появления трав, цветов, зелени на деревьях. Она была временем, когда крестьяне трудились на земле, закладывая будущий урожай.

М. В. Нестеров. Лель. 1933 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Леля (Лель) — дочь Лады, олицетворявшая весну, весеннюю зелень, расцвет обновленнои природы, ина также оыла почитаема нашими предками. И хотя, по сравнению с Ладой, Лель занимала более скромное место в языческой мифологии славян, к ней часто обращались в фольклоре. Как покровительница юности, незамужних девушек, она часто упоминалась в свадебных обрядовых песнях:

        Ой, лелю, молодая, о, лелю!
        Ты юная, о, лелю!
        Ты по горнице пройди, о, лелю!
        Покажи свое лицо, о, лелю!
        Да в оконечко, о, лелю!
        Покажи нам молодца, о, лелю!
        Своего-то вьюнца, о, лелю!
        Да пожалуй-ко яичко, о, лелю!
        Еще красненькое, о, лелю!
        Что на красном блюде, о, лелю!
        И при добрых людях, о, лелю!

Богиню представляли в облике юной, красивой, стройной и высокой девушки. Некоторые исследователи рассматривают ее как божество мужского рода (Лель). И сегодня благодаря сказке А. Н. Островского «Снегурочка» и одноименной опере Н. А. Римского-Корсакова многие убеждены, что Лель — это юноша, бог, воспламеняющий любовь.

В. Липицкий. Песня Леля. Палехская миниатюра

Вот как описывает его исследователь славянской мифологии Г. Глинка:

«Божок пламенный, рассыпающий или мечущий из руки искры. Сила его состояла в воспламенении любви. Он есть сын красоты Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать его, пламенного, крылатого младенца».

И все же этнографические исследования дают больше оснований считать Лель божеством женского рода.

В. Васнецов. Лель. Эскиз костюма к опере-сказке Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Вопросы и задания

  1. Как на Руси распространялся культ Лады — божества, покровительствующего семье и бракам? Как принято было ее изображать в произведениях народного творчества?
  2. Почему торжества в честь Лады устраивали с наступлением весны? О чем просили ее во время традиционных обрядов? Как закликали весну в произведениях устного народного творчества? Почему Красная горка считается девичьим праздником?
  3. За что почитали Лелю — дочь Лады? Почему ее имя особенно часто упоминалось в свадебных обрядовых песнях?

Творческая мастерская

  1. Некоторые исследователи связывают славянских языческих богинь Ладу и Лель с героями греческого мифа о Деметре и Персефоне. Познакомьтесь с этим мифом и попробуйте найти между ними общие черты. Поясните свой ответ.
  2. Пользуясь этимологическим словарем, попробуйте провести собственное лингвистическое исследование. Какую связь и почему вы могли бы установить между именем Лада и глаголом ладить? Какое значение имеют в современном русском языке слова лад, лады, ладный? Приведите примеры известных вам однокоренных слов.
  3. Познакомьтесь с книгой писателя Василия Белова «Лад» (М.: Молодая гвардия, 1989), представляющей собой серию очерков о жизни северных народов. «Лад в народной жизни, — определяет автор, — стремление к совершенству, целесообразности, простоте и красоте в жизненном укладе». Используя материалы этой книги, приведите примеры ладной, слаженной крестьянской жизни. Объясните свой выбор.
  4. Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу-сказку «Снегурочка» (1882) по мотивам одноименной весенней сказки А. Н. Островского. Его пленили поэтические образы Снегурочки, Леля и Весны-Красны. Прочтите монолог Весны-Красны в первом явлении сказки Островского, а затем послушайте вступление к опере Римского-Корсакова «Прилет Весны». Понравилась ли вам эта музыка? Почему?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru