>>> Перейти на полный размер сайта >>>

Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

25.2. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта

Ведущие архитекторы XX в. были незаурядными мыслителями. Созданные ими теории тесным образом связаны с идеями социальных преобразований. Известный немецкий архитектор и дизайнер Вальтер Гропиус (1883—1969) писал:

    «Совершенная архитектура должна быть воплощением самой жизни, что подразумевает проникновенное знание биологических, социальных, технических и художественных проблем».

Именно в этом направлении осуществлялись творческие поиски в области архитектуры.

Идея органической архитектуры, выдвинутая американским зодчим и теоретиком искусства Фрэнком Ллойдом Райтом (1869—1959), получила всемирное признание и практическое воплощение во многих странах. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между человеком и окружающей средой. По его мнению, она должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлечённых понятий «добра и красоты». Здание не должно подавлять ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство.

В круг интересов Райта входили частные загородные виллы и массовые городские застройки. Он мастерски соединил современные достижения техники с традиционными формами американского загородного дома, выработанными ещё первыми переселенцами. В понимание функциональности он включил не только целесообразную планировку помещений и выбор конструкций, но и связь с природой, климатом, сложившимися традициями и местными строительными материалами.

Ф. Л. Райт. Загородный дом Куплей, Риверсайд. 1907 г. Штат Иллинойс

Под влиянием японской архитектуры он выработал свой так называемый «стиль прерий» — лёгкие нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещённые в уединённых садах вблизи природных водоёмов. Он считал, что прерии обладают «своей собственной красотой», а потому задача архитектора заключается в том, чтобы «разглядеть и подчеркнуть это природное великолепие». Длинные низкие постройки из местных материалов, крыши которых будто парят в воздухе, не опираясь на стены, составили характерную особенность этого стиля. Более 100 частных домов он создал всего за десять лет, но в каждый привнёс уникальное архитектурное решение.

Вилла Эдгара Кауфмана «Над водопадом» стала подлинным шедевром архитектора. Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьём. Железобетонные балки, закреплённые в скале, поддерживали сложную систему нависавших террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Таким образом, у обитателей этого уникального жилища появилась реальная возможность жить внутри замечательного пейзажа, а не только любоваться им со стороны. Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.

Ф. Л. Райт. Вилла Э. Кауфмана «Над водопадом». 1936—1939 гг.

Воплощение идеи «органической архитектуры» потребовало настоящего чуда инженерной изобретательности. Массивные горизонтальные плоскости, закреплённые вертикальными известняковыми сваями и уравновешенные огромной каменной трубой в задней части дома, выступали над водой, повторяя форму скал под ними. Стеклянные стены усиливали иллюзию отсутствия границ между внутренней частью дома и лесом.

Райту также принадлежит одно из самых узнаваемых в мире зданий — Музей современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке, а также неосуществлённый проект небоскрёба «Иллинойс» в 528 этажей...

Ф. Л. Райт. Музей современного искусства Гуггенхейма. 1943—1959 гг. Нью-Йорк

«Творчество Райта противоречиво. Воспитанный на идеях американского романтизма, он сохранил его бескомпромиссный идеализм... и верность мечте о жизни среди нетронутой природы... Райт был последним романтиком и первым рационалистом в американской архитектуре» (А. В. Иконников).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru