Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

22.1. Художественные принципы символизма

Официальной датой рождения символизма принято считать 1886 год, когда французский поэт Жан Мореас опубликовал в газете «Фигаро» «Манифест символизма». И хотя он был посвящён поэтическому творчеству Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме, в нём были затронуты и другие виды искусства.

Главные тезисы «Манифеста» Мореаса сводились к тому, что в основе символизма лежит идея двойственности мира, а искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное. Он выдвигал перед художником следующие требования: обладая особым внутренним зрением, он должен «расшифровывать» скрытые значения вещей и явлений, облекать их в осязаемые формы, т. е. «объективировать субъективное», выступать в качестве посредника между миром видимым и невидимым.

Искусство символизма не случайно оперирует метафорами и аллегориями. Оно всегда тяготеет к намёкам, иносказаниям, знакам, уводит в мир мечтаний и грёз, фантазий и видений. Но между символом и аллегорией имеются существенные отличия. В своё время Гёте отмечал:

    «Аллегория превращает явление в понятие и понятие в образ... символ превращает явление в идею и идею в образ».

Аллегория всегда основывается на внешнем уподоблении предмету или явлению; она конкретизирует абстрактные понятия, её можно без особого труда объяснить словами, отделить её смысл от созданного образа. (Герои и образы басенного творчества Эзопа, Лафонтена, Крылова служат выражением абстрактных понятий добра и зла, ума и глупости.) Символ также можно попробовать истолковать словами, но при этом невозможно постичь его конечный, истинный смысл. Чаще его приходится угадывать, опираясь на собственные интуицию и ощущения. Насколько в наших силах, например, до конца понять, «расшифровать» эти поэтические строки В. Я. Брюсова, одного из основоположников русского символизма в поэзии:

        Тень несозданных созданий
        Колыхается во сне,
        Словно лопасти латаний
        На эмалевой стене.
        Фиолетовые руки
        На эмалевой стене
        Полусонно чертят звуки
        В звонко-звучной тишине...

/«Творчество». 1895/

Существует и ещё один аспект, связанный с художественными принципами символизма. Хорошо известно, что искусство по своей природе символично. Язык символов такой же древний, как и само искусство. Символичны пирамиды и храмы Древнего Египта, мифы и легенды Античности, библейские сюжеты и образы Средневековья, структура православного храма и древнерусская иконопись. Символизм содержится и «растворён» в любой эпохе и в любом виде искусства. Каждое художественное произведение условно, символично отражает общую картину мира. Пользуясь собственными средствами, оно изображает «невидимое посредством видимого».

Особенностью символизма как художественного направления рубежа XIX—XX вв. явилось то, что впервые были теоретически обоснованы его характерные черты. На практике символизм дал мощный импульс для успешного развития многих видов искусства: литературы и живописи, театра и музыки. Возникнув как литературное направление во Франции, он в самых различных вариантах и проявлениях распространился по всей Европе. О значении искусства символизма очень точно сказал поэт Владислав Ходасевич в статье «О символизме» (1928):

    «Символисты прежде всего не хотели отделять писателя от человека, литературную биографию от личной. Символизм не хотел быть только художественной школой, литературным течением. Всё время он порывался стать жизненно творческим методом, и в том была его глубочайшая, быть может, невыполнимая правда; и в этом постоянном стремлении протекала, в сущности, вся его история. Это был ряд попыток, порой истинно героических, найти безукоризненно верный сплав жизни и творчества, своего рода философский камень искусства. Символизм упорно искал в своей среде героя, который сумел бы слить жизнь и творчество воедино».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru