Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

21.4. Модерн Ф. О. Шехтеля

На рубеже XIX—XX вв. русская архитектура тяготела преимущественно к стилю модерн. Успешно развивая основные черты западноевропейского модерна, она в то же время сохраняла архитектурные традиции русского Средневековья (так называемый «неорусский стиль») и классицизма (неоклассицизм). Русский вариант модерна нашёл практическое воплощение в строительстве вокзалов, крупных промышленных зданий, банков, отелей и частных особняков, выставок и зрелищных сооружений.

Характерные черты архитектуры русского модерна — это асимметричная многообъёмная композиция вокруг вертикальной оси, свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях. Это построение форм «изнутри наружу» (когда интерьер определяет внешний облик здания), перетекание внутреннего пространства из одного помещения в другое, роль лестницы как главного элемента организации внутреннего пространства, декоративность оформления.

Наиболее полно и ярко модерн проявился в сооружениях Фёдора Осиповича Шехтеля (1859—1926). Его лучшие архитектурные произведения в Москве — особняки 3. Г. Морозовой на Спиридоновке, А. И. Дерожинской в Кропоткинском переулке, А. Н. Рябушинского на Малой Никитской улице, здания Ярославского вокзала и Московского Художественного театра.

Ф. О. Шехтель. Особняк А. Н. Рябушинского на ул. Малая Никитская в Москве. 1900—1902 гг.

Высшим достижением русской архитектуры эпохи модерн стал особняк А. Н. Рябушинского (ныне музей-квартира М. Горького). Когда в 1931 г. пролетарский писатель переступил его порог, он воскликнул: «Какой нелепый дом!» Что же могло так поразить Горького? Прежде всего необычность архитектурных форм небольшого трёхэтажного здания. Она создавалась благодаря асимметрично выступающему вперёд балкону, пристройкам парадного и бокового крыльца, разнообразным конфигурациям окон с изгибающимися рамами. Сверху по краю стены протянулся изысканный мозаичный фриз с изображением огромных цветов ирисов на ярко-голубом небесном фоне. Общее впечатление усиливал орнамент чугунной ограды из спиралевидных, бегущих друг за другом волн. Этот же мотив волны использован и в оформлении дверных проёмов, ручек; он сохранялся и в убранстве интерьера.

Подлинным украшением холла является закрученная спиралью широкая лестница из искусственного серо-голубого мрамора. Её массивные перила напоминали набегающую череду морских волн. Сверху она воспринималась как низвергающийся с утёса водный каскад. Светильник был сделан в виде гигантской медузы, поднимающейся вверх из морских глубин.

Ф. О. Шехтель. Особняк А. Н. Рябушинского. Интерьер

На верхней площадке лестницы огромная арка открывала вход в жилые покои. Один конец арки опирался на мощную тёмно-красную колонну с капителью из переплетённых бронзовых цветов и змей. Стены украшал витраж с рисунком гигантского крыла бабочки и каких-то диковинных трав. Массивный деревянный потолок с лепниной в виде кувшинок, морских звёзд и улиток контрастировал с мозаичным полом, узор которого напоминал искрящуюся под лучами солнца водную зыбь. Постоянно повторяющиеся криволинейные ритмы выражали идею непрерывно движущейся жизни.

Постепенно Шехтель переходит от модерна к конструктивной архитектуре. Он отказывается от излишней декоративности в оформлении сооружений, изысканным орнаментам предпочитает гладкие поверхности стен. В Москве Шехтель создаёт многоэтажные здания с большими широкими окнами, в которых чётко просматривается строгий ритм вертикалей и горизонталей.

Творческое наследие архитектора огромно: помимо перечисленных сооружений, ему принадлежат торгово-промышленные здания, банки, типографии и даже бани. Он занимался оформлением театральных спектаклей, иллюстрировал книги, проектировал мебель, писал иконы... Шехтель всегда оставался художником, создающим прекрасную и удобную среду для обитания человека. После революции его многочисленным проектам не суждено было осуществиться.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru