Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 20

Вопросы и задания

  1. Какие открытия в области художественного творчества были сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи впечатления?
  2. Почему современные французские критики увидели в картине К. Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному», «оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными средствами ему удавалось передавать изменчивость мира, неповторимое очарование и волшебство образов?
  3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два этих художественных течения?
  4. Каковы основные истоки творчества Ван Гога? Что отличало его художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека в его произведениях?
  5. Какие художественные открытия в жанре натюрморта были сделаны Сезанном?
  6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинок» (см. ниже), поясните, почему художника причисляли в определённый период его творчества к последователям импрессионизма.

К. Л. Коровин. Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творческая мастерская

  1. В стихотворении «Импрессионизм» (1932) О. Э. Мандельштам тонко и поэтично выразил собственное восприятие произведений художников-импрессионистов:

          Художник нам изобразил
          Глубокий обморок сирени
          И красок звучные ступени
          На холст, как струпья, положил.

          Он понял масла густоту —
          Его запёкшееся лето
          Лиловым мозгом разогрето,
          Расширенное в духоту.

          А тень-то, тень всё лиловей,
          Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет, —
          Ты скажешь: повара на кухне
          Готовят жирных голубей.

          Угадывается качель,
          Недомалёваны вуали,
          И в этом солнечном развале
          Уже хозяйничает шмель.

    Согласны ли вы с поэтом? Какова ваша точка зрения? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к известным вам произведениям худож-ников-импрессионистов. Сделайте анализ этого стихотворения.

  2. Какие художественные открытия осуществил Э. Мане в картине «Бар в “Фоли-Бержер”»? Что отличает это произведение от картин раннего периода? Почему так трудно определить его жанр? Какие перемены, произошедшие в живописи XIX в., оно отражает? В чём особенность организации пространства в этом произведении? Что вносит тревожные нотки в общее праздничное настроение картины?

Э. Мане. Бар в «Фоли-Бержер». 1881—1882 гг. Институт Курто, Лондон

  1. Рассмотрите репродукции картин К. Моне. Что отличает его художественную манеру? В чём суть колористической реформы, осуществлённой К. Моне? В какой мере можно говорить об эволюции его творческого метода? (Для ответа на последний вопрос можно использовать произведения позднего периода.)
  2. Сравните два портрета актрисы Жанны Самари О. Ренуара. Что отличает каждое из произведений художника?
  3. Что изменяется в творческой манере Ренуара в картине «Зонтики»? В чём особенность трактовки выхваченного из жизни мгновения? Каковы характерные особенности его рисунка, использования красок, соотношения света и тени?

О. Ренуар. Зонтики. Ок. 1885 г. Национальная галерея, Лондон

  1. Объясняя замысел своей картины «Едоки картофеля», Ван Гог говорил, что хотел в ней «дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведём мы, цивилизованные люди», что она «утверждает те ценности, которые должно утверждать искусство». Удалось ли автору достичь поставленной цели? Какие ценности он утверждал? О каких переменах в его мировоззрении говорит это произведение?

Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Государственный музей Крёллер Мюллер, Оттерло

  1. Известно, что Ван Гог создал 40 автопортретов, в каждом из которых он открыл какие-то новые грани своей личности. Сравните известные вам автопортреты художника. Какую «историю жизни» мог бы рассказать каждый из них? Сравните портреты Ван Гога с портретами Рембрандта.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Эстетическая программа и живописная система импрессионизма»; «Художественные искания импрессионистов»; «Коллекции живописи художников-импрессионис-тов в собраниях Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве».

«Художественная организация пространства в произведениях К. Моне»; «Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне»; «Колористическая реформа К. Моне»; «Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане»; «Мастерство в создании женских портретов Э. Мане»; «Особенности жанра натюрморта в творчестве Э. Мане»; «Мастерство в создании городских пейзажей Э. Мане»; «Тема маленького человека в творчестве Э. Мане»; «Художественные особенности организации пространства в произведениях Э. Мане»; «Творческий диалог и художественные аналогии: Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали — по выбору)»; «Мастерство композиционного решения картин Э. Дега»; «Темы, сюжеты и образы произведений Э. Дега»; «Эволюция творческого метода О. Ренуара»; «Два портрета актрисы Жанны Самари: опыт сравнительного анализа».

И. Э. Грабарь. Февральская лазурь. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Эволюция творческого метода Ван Гога»; «Особенности художественного языка произведений Ван Гога»; «Традиции голландской живописи в творчестве Ван Гога»; «Традиции и новаторство в творчестве Ван Гога»; «Человек в мире природы (по произведениям Ван Гога)»; «Особенности трактовки вечных тем в творчестве Ван Гога»; «Символика цвета в творчестве Ван Гога»; «Ван Гог и художники-импрессионисты»; «Специфика развития жанра автопортрета в творчестве Рембрандта и Ван Гога»; «Художественные открытия в жанре натюрморта (по произведениям П. Сезанна)»; «Мастерство композиционного решения картин П. Сезанна»; «Мир клоунады в творчестве П. Сезанна».

«Художники русского импрессионизма — по выбору К. А. Коровин, В. А. Серов, И. Э. Грабарь».

Ван Гог. Автопортрет. 1889 г. Музей Орсе, Париж

Книги для дополнительного чтения

  • Лебедянский М. С. Портреты Ренуара. М., 1998.
  • Мёрфи Р. Мир Сезанна. М., 1998.
  • Мурина Е. Ван Гог. М., 1978.
  • Мэннеринг Д. Жизнь и творчество Дега. М., 1995.
  • Николетти Д. Мане. М., 2000.
  • Патен С. Клод Моне. М., 2002.
  • Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 2000.
  • Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. Киев, 1994.
  • Перрюшо А. Сезанн. Киев, 1994.
  • Перрюшо А. Жизнь Ренуара. Киев, 1994.
  • Прокофьев В. Н. Постимпрессионизм. М., 1973.
  • Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.
  • Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1998.
  • Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1998.
  • Уоллейс Р. Мир Ван Гога. М., 1998.
  • Федотова Е. Ван Гог. М., 2003.
  • Хуг М. Сезанн. М., 2001.
  • Чегодаев А. Д. Импрессионисты. М., 1971.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru