Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Глава 20. Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Париж, 1863 год, Дворец промышленности... Жюри знаменитого Салона — художественной выставки, ежегодно проходящей здесь, — отклоняет около семидесяти процентов представленных работ... В разразившийся скандал пришлось вмешаться самому императору Наполеону III. Познакомившись с отвергнутыми полотнами, он милостиво разрешил представить их в другой части Дворца промышленности. Так 15 мая 1863 г. была открыта выставка, сразу же получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Годами приученная к официальному академическому искусству публика пребывает в полном недоумении... Взрыв хохота вызывает «неприличная» картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», на которой изображены две обнажённые женщины в окружении двоих мужчин, одетых в современные чёрные сюртуки... Они спокойно беседуют под сенью деревьев, совершенно не стесняясь своего вида.

Э. Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей Орсе, Париж

Ещё через два года Мане выставляет картину «Олимпия». Многочисленная охрана бессильна перед натиском разъярённой толпы. На следующий день картину размещают так высоко, чтобы возмущённая публика не смогла в ярости пронзить её острым зонтиком. С картины в зал смотрит молодая обнажённая женщина с чёрной бархоткой на шее. В ней публика без особого труда узнаёт известную парижскую гризетку. Критики и пресса захлёбывались от негодования.

Э. Мане. Олимпия. 1863 г. Музей Орсе, Париж

На защиту картины встали очень немногие, в их числе — писатель Эмиль Золя:

    «Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль... Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru