Какие музыкальные традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки»? Какие задачи и почему они решали в своих произведениях? Какие открытия и заслуги в развитии музыкальной культуры им принадлежат? Чем можно объяснить их особый интерес к оперному жанру?
Какими достижениями П. И. Чайковский обогатил отечественную и мировую музыкальную культуру? Какое отражение в созданных им произведениях находит мир чувств и переживаний человека, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм? В каких жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?
Партитура оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Титульный лист первого издания
Творческая мастерская
Познакомьтесь с историей создания оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». В чём и как выразилась её связь с литературным первоисточником? Послушайте арии Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» и половецкого хана Кончака. Как в них созданы характеры этих героев? Как в «Половецких плясках» композитору удалось передать ритмические и мелодические особенности музыки Востока? Какие чувства выражены в плаче Ярославны?
Послушайте романс А. П. Бородина «Для берегов отчизны даль-ной...» на стихи А. С. Пушкина. По словам композитора, он был написан под впечатлением смерти Мусоргского. Какой музыкальный образ в память о горячо любимом человеке создан в этом произведении?
В чём общность тем, сюжетов и идей, выраженных в музыке, литературе и живописи второй половины XIX в.? Можно ли утверждать, что искусство этого времени отвечало требованиям реализма?
В чём заключается художественная ценность романсового творчества П. И. Чайковского? В какой мере к нему применимо определение «музыкальной исповеди души», принадлежащее композитору? Какими средствами в нём выражено единство музыки и поэтического текста?
Какова стилистика балетной музыки П. И. Чайковского? Почему он отдавал предпочтение романтическим и сказочным сюжетам? Можно ли согласиться с тем, что созданные им фантастические, волшебные образы являются отражением реальной действительности?
Страница автографа фортепианного клавира балета «Лебединое озеро». 1877 г.
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Музыкальные достижения композиторов “Могучей кучки”»; «История создания оперы А. П. Бородина “Князь Игорь” и её литературный источник»; «Русский национальный характер в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского»; «Правда жизни действительной в творчестве М. П. Мусоргского»; «Опера “Борис Годунов” и одноимённая трагедия А. С. Пушкина (опыт сравнительного анализа)»; «Эволюция оперного творчества М. П. Мусоргского»; «Художественные открытия в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова»; «История постановки оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова»; «Шедевры романсового творчества Н. А. Римского-Корсакова»; «Заочная экскурсия в музей Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге».
«Характерные особенности балетной музыки П. И. Чайковского»; «Лирическое начало в музыке П. И. Чайковского»; «Художественное воплощение темы любви и рока в опере П. И. Чайковского “Пиковая дама”»; «Мир чувств и переживаний человека в симфонической музыке П. И. Чайковского»; «Единство музыки и поэтического текста в романсах П. И. Чайковского»; «Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях П. И. Чайковского»; «Заочная экскурсия в музей П. И. Чайковского в Клину».
Книги для дополнительного чтения
Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1985.
Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начала XX века. Л., 1979.
Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. М., 2003.
Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». М., 1985.
Енукидзе Н. И. Русская музыка конца XIX — начала XX века. М., 2002.
Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. М., 1989.
Калинина Н. А. П. И. Чайковский. М., 1988.
Крюков А. «Могучая кучка». Л., 1977.
Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1983.
Оржеховская Ф. М. Пять портретов: Повести о русских композиторах. М., 1971.
Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982.
Соловцов А. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Очерк жизни и творчества. М., 1984.
Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века. М., 1976.