Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 19

Вопросы и задания

  1. Какие музыкальные традиции М. И. Глинки получили дальнейшее развитие в творчестве композиторов «Могучей кучки»? Какие задачи и почему они решали в своих произведениях? Какие открытия и заслуги в развитии музыкальной культуры им принадлежат? Чем можно объяснить их особый интерес к оперному жанру?
  2. Какими достижениями П. И. Чайковский обогатил отечественную и мировую музыкальную культуру? Какое отражение в созданных им произведениях находит мир чувств и переживаний человека, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм? В каких жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?

Партитура оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». Титульный лист первого издания

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с историей создания оперы А. П. Бородина «Князь Игорь». В чём и как выразилась её связь с литературным первоисточником? Послушайте арии Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе» и половецкого хана Кончака. Как в них созданы характеры этих героев? Как в «Половецких плясках» композитору удалось передать ритмические и мелодические особенности музыки Востока? Какие чувства выражены в плаче Ярославны?
  2. Послушайте романс А. П. Бородина «Для берегов отчизны даль-ной...» на стихи А. С. Пушкина. По словам композитора, он был написан под впечатлением смерти Мусоргского. Какой музыкальный образ в память о горячо любимом человеке создан в этом произведении?
  3. В чём общность тем, сюжетов и идей, выраженных в музыке, литературе и живописи второй половины XIX в.? Можно ли утверждать, что искусство этого времени отвечало требованиям реализма?
  4. В чём заключается художественная ценность романсового творчества П. И. Чайковского? В какой мере к нему применимо определение «музыкальной исповеди души», принадлежащее композитору? Какими средствами в нём выражено единство музыки и поэтического текста?
  5. Какова стилистика балетной музыки П. И. Чайковского? Почему он отдавал предпочтение романтическим и сказочным сюжетам? Можно ли согласиться с тем, что созданные им фантастические, волшебные образы являются отражением реальной действительности?

Страница автографа фортепианного клавира балета «Лебединое озеро». 1877 г.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Музыкальные достижения композиторов “Могучей кучки”»; «История создания оперы А. П. Бородина “Князь Игорь” и её литературный источник»; «Русский национальный характер в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского»; «Правда жизни действительной в творчестве М. П. Мусоргского»; «Опера “Борис Годунов” и одноимённая трагедия А. С. Пушкина (опыт сравнительного анализа)»; «Эволюция оперного творчества М. П. Мусоргского»; «Художественные открытия в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова»; «История постановки оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова»; «Шедевры романсового творчества Н. А. Римского-Корсакова»; «Заочная экскурсия в музей Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге».

«Характерные особенности балетной музыки П. И. Чайковского»; «Лирическое начало в музыке П. И. Чайковского»; «Художественное воплощение темы любви и рока в опере П. И. Чайковского “Пиковая дама”»; «Мир чувств и переживаний человека в симфонической музыке П. И. Чайковского»; «Единство музыки и поэтического текста в романсах П. И. Чайковского»; «Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях П. И. Чайковского»; «Заочная экскурсия в музей П. И. Чайковского в Клину».

Книги для дополнительного чтения

  • Абызова Е. Н. Модест Петрович Мусоргский. М., 1985.
  • Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начала XX века. Л., 1979.
  • Белоусова С. С. Русская музыка второй половины XIX века. М., 2003.
  • Гордеева Е. М. Композиторы «Могучей кучки». М., 1985.
  • Енукидзе Н. И. Русская музыка конца XIX — начала XX века. М., 2002.
  • Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. М., 1989.
  • Калинина Н. А. П. И. Чайковский. М., 1988.
  • Крюков А. «Могучая кучка». Л., 1977.
  • Кунин И. Ф. Николай Андреевич Римский-Корсаков. М., 1983.
  • Оржеховская Ф. М. Пять портретов: Повести о русских композиторах. М., 1971.
  • Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1982.
  • Соловцов А. Николай Андреевич Римский-Корсаков: Очерк жизни и творчества. М., 1984.
  • Третьякова Л. С. Русская музыка XIX века. М., 1976.
  • Фрид Э. Модест Петрович Мусоргский. Л., 1987.
  • Чайковский П. Дневники. Екатеринбург, 2000.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru