Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

19.1. Композиторы «Могучей кучки»

Лучшие музыкальные традиции М. И. Глинки были продолжены в творчестве композиторов, вошедших в историю русской музыкальной культуры под названием «Могучая кучка». Творческое содружество композиторов было представлено такими именами, как М. А. Балакирев (1836/37—1910), Ц. А. Кюи (1835—1918), М. П. Мусоргский (1839—1881), А. П. Бородин (1833—1887) и Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908).

Организатором и идейным вдохновителем этого дружеского союза, созданного в конце 1850-х гг., стал Милий Алексеевич Балакирев — замечательный пианист и композитор, сумевший объединить вокруг себя не только любителей музыки, но и талантливых исполнителей и композиторов. Его незаурядные способности, превосходные исполнительские и артистические данные, разносторонние музыкальные познания и острый, проницательный ум приводили в восхищение и обеспечили ему незыблемый авторитет.

М. А. Балакирев — автор многих замечательных произведений. Им созданы музыка к трагедии Шекспира «Король Лир» (1858—1861), симфонические поэмы «Тамара» (1882) на стихи М. Ю. Лермонтова, «Русь» (1887) и «В Чехии» (1905), «Испанская увертюра» (1886), «Увертюра на темы трёх русских песен» (1858). Для фортепиано, своего любимого музыкального инструмента, он создал великолепную фортепианную восточную фантазию «Исламей» (1869), навеянную впечатлениями от путешествий по Кавказу. Сорок романсов («Грузинская песня», «Песня Селима», «Песня золотой рыбки»), сонаты, мазурки, ноктюрны и вальсы, сборники русских песен являются лучшими достижениями композитора.

Александр Порфирьевич Бородин, будучи крупным учёным-химиком, отдавал всё своё время научным исследованиям. По его собственному признанию, сочинять музыку ему приходилось лишь в период болезни. Музыкальное творческое наследие композитора невелико, но существен его вклад в развитие русской музыкальной культуры. Произведения Бородина составляют славу и гордость отечественной музыки. Их отличают богатырский размах и эпическое величие, яркая красочность и удивительная простота. Это 3 классические симфонии (1867, 1876 («Богатырская») и 1887), камерная музыка, 15 романсов на стихи русских поэтов (в их числе следует выделить романс на пушкинские стихи «Для берегов отчизны дальной», 1881).

И. Е. Репин. Портрет А. П. Бородина. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Единственная опера «Князь Игорь» (1869—1887), над созданием которой Бородин работал 18 лет, стала одним из самых ярких достижений русского оперного искусства. Основой для её создания послужил выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», написанный в конце XII в. После смерти композитора опера была завершена его друзьями — Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым. Блестящий успех премьеры на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1890 г. лишь подтвердил исключительное место А. П. Бородина в истории русской музыкальной культуры.

Необозримо и уникально творческое наследие Модеста Петровича Мусоргского, одного из выдающихся русских композиторов XIX в. Его недолгая жизнь была отмечена яркими произведениями в области симфонической и оперной музыки. Окончив школу гвардейских прапорщиков, он отказался от блестящей военной карьеры и в 1858 г. вышел в отставку с единственной мыслью — всецело посвятить себя музыке.

Творчество Мусоргского развивалось под влиянием русской народной песни и лучших традиций народного искусства. По мнению композитора, музыка призвана отражать реальную жизнь простого человека со всеми её радостями и невзгодами. Правда жизни стала творческим девизом композитора. Не случайно он подчёркивал:

    «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям... вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться».

И. Е. Репин. Портрет М. П. Мусоргского. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Один за другим он создаёт целый ряд музыкальных шедевров, знаменующих собой новую эпоху в истории музыкального искусства. Первым крупным программным произведением Мусоргского стала симфония «Ночь на Лысой горе» (1867) по мотивам народных сказаний о таинственной ночи накануне дня Ивана Купалы, когда нечистая сила особенно опасна. В музыке он сумел воплотить те народные поверья, которые ему приходилось не раз слышать в детстве.

Несомненный интерес представляет большая фортепианная сюита «Картинки с выставки» (1874), созданная под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В. А. Гартмана (1834—1873), одного из ближайших друзей композитора. В кратчайшие сроки, всего за три недели, им были написаны десять фортепианных пьес, объединённых одной общей идеей. Радостные и светлые мотивы здесь переплетаются со скорбными и тревожными настроениями. Красочные музыкальные зарисовки лиможского рынка, римских катакомб, избушки на курьих ножках сменяются торжественной пьесой «Богатырские ворота», прославляющей силу и мощь русских витязей. Перезвон колоколов и хоровые песнопения придают музыке особенно торжественный характер.

Большой популярностью пользовалось песенно-романсовое творчество Мусоргского. Не раз он обращался к известным произведениям русских поэтов, да и сам сочинял стихотворные тексты. По-прежнему любимы в народе его песни на стихи Н. А. Некрасова «Калистрат» и «Колыбельная Ерёмушки». В последние годы им была написана замечательная сатирическая песня «Блоха», которая стала особенно известна благодаря мастерскому исполнению Ф. И. Шаляпина.

Сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов»

В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошёл и как автор двух больших опер — «Борис Годунов» (1869—1872) и «Хованщина» (1872—1880), в которых он обращается к историческому прошлому русского народа. В предисловии к изданию партитуры оперы «Борис Годунов» Мусоргский писал:

    «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей».

Эти слова композитора стали ключом к пониманию его главных творческих задач. Оперы положили начало развитию так называемой «народной музыкальной драмы». В них воссоздан колорит далёкой исторической эпохи, народ впервые становится подлинным героем, а не фоном, на котором разворачивается действие. Мусоргскому принадлежит и комическая опера «Соро-чинская ярмарка» (1874—1880), созданная по одноимённой повести Н. В. Гоголя. Определяя мировое значение творчества Мусоргского, Д. Д. Шостакович писал:

    «Благотворное влияние нашего великого композитора давно вышло за пределы России, оно во многом определяет наиболее передовые течения мирового музыкального искусства».

Яркая страница русской музыкальной культуры XIX в. связана с творчеством Николая Андреевича Римского-Корсакова. Начало его музыкальной карьеры было блистательным. В 1867 г. он пишет симфоническую картину «Садко» по мотивам известной новгородской былины. В «сказке-небывальщине» (именно так определил её жанр сам композитор) воссозданы картины городской жизни Господина Великого Новгорода. Они сменяются удивительными приключениями гусляра Садко во владениях Царя Морского. Величествен образ океана: то безмятежно-спокойный, то мощный и грозный, готовый в любую минуту разразиться неукротимой морской стихией. Гусельный перезвон Садко завораживает и очаровывает всех обитателей подводного царства: пляшут в тон музыке беспечные золотые рыбки, пускаются в весёлый перепляс гости на пиру Царя Морского, звучит праздничная величальная песня. Неожиданно раздаётся резкий громовой аккорд — это Садко обрывает струны на гуслях... Прекрасная музыка Н. А. Римского-Корсакова никого не оставила равнодушным.

В. А. Серов. Портрет Н. А. Римского-Корсакова. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Через год композитор пишет симфоническую картину «Антар» (1868) на сюжет арабских народных сказок. Восточный колорит в ней был передан с удивительной красочностью и наглядностью. Зримые картины унылой Аравийской пустыни, полёт гигантской фантастической птицы, дивный образ пери Гюль-Назар — доброй волшебницы, яростная битва и блаженная смерть Антара в объятиях возлюбленной надолго запомнились слушателям.

Позднее, в 1888 г., Римский-Корсаков вновь обратился к восточным мотивам в сюите «Шехеразада» по средневековым арабским сказкам из известного сборника «Тысяча и одна ночь». Каждая из четырёх частей сюиты рассказывала об удивительных, волшебных приключениях мореплавателей и чудесных событиях на море и на суше. Лёгкая, пленительная музыка арфы и одинокой скрипки создавала образ главной героини, юной и прекрасной рассказчицы сказок Шехеразады.

Романтический период в творчестве Римского-Корсакова был не столь продолжительным, его влекли героические страницы исторического прошлого русского народа. В 1872 г. он создаёт первую оперу «Псковитянка» на сюжет пьесы поэта и драматурга Л. А. Мея (1822—1862). Эпоха царствования Ивана Грозного, тревога, напряжённая драматическая борьба чувств, стихия русской вольницы, неукротимость гнева народного переданы в музыке оперы. Картины из жизни царского опричника в ту же историческую эпоху воссозданы в опере «Царская невеста» (1898).

Ещё не раз Римский-Корсаков обратится к истории. В опере «Сказание о невидимом граде Китеже» (1904) отражены события жестоких времён монгольского нашествия на русские земли. Образ невидимого и недоступного врагам великого града Китежа символизировал мечты русского народа о мирной и счастливой жизни. Знаменитый симфонический антракт «Сеча при Керженце» стал едва ли не лучшим музыкальным изображением битвы в истории мировой музыкальной культуры. Поэтический образ русской женщины Февронии, созданный с помощью плавных, торжественных мелодий, раскрывал глубокие нравственные и философские проблемы этого произведения.

Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского-Корсакова. Из 15 опер семь посвящены сказочным и легендарным сюжетам: Снегурочке, дочери Мороза и Весны, которая захотела жить среди людей («Снегурочка», 1881), о царе Салтане и Царевне Лебеди («Сказка о царе Салтане...», 1900), о царе Дадоне и Шамаханской царице («Золотой петушок», 1907), о злом Кащее («Кащей Бессмертный», 1902).

В. М. Васнецов. Палаты царя Берендея. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». 1885 г.

Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли Н. А. Римского-Корсакова на создание опер. Повести Н. В. Гоголя, одного из любимейших писателей композитора, послужили источником для написания опер «Майская ночь» (1879) и «Ночь перед Рождеством» (1895). Романтические картины чудной украинской природы, необыкновенно яркие бытовые сценки, окрашенные тонким юмором, весёлые плясовые и обаятельные колыбельные мелодии отличают эти оперные произведения. Опера «Моцарт и Сальери» (1897) по мотивам трагедии А. С. Пушкина обращена к сложнейшим человеческим чувствам и переживаниям. Главная мысль пушкинского произведения, выраженная в словах Моцарта о том, что «гений и злодейство две вещи несовместные», была мастерски воплощена в музыке.

Всеобщее признание получило и романсовое творчество Римского-Корсакова. Ему принадлежит около восьмидесяти произведений этого жанра на стихи А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, А. К. Толстого. Среди них такие шедевры, как «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух», «Не ветер, вея с высоты» и др.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru