Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

18.1. Общество передвижных выставок

В 1870 г. молодые художники создали «Товарищество передвижных художественных выставок», во главе которого встал живописец-портретист Иван Николаевич Крамской. Члены этой организации ежегодно устраивали выставки в разных городах России. Первая передвижная выставка открылась 29 ноября 1871 г. в Петербурге, а затем 18 апреля 1872 г. в Москве. «Звёздами первой величины» на них стали картины «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Н. Ге, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и «Охотники на привале» В. Г. Перова. Писатель М. Е. Салтыков-Щедрин, посетивший выставку, так отозвался о ней:

    «Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, сделаются доступными для всех обывателей Российской империи. Искусство перестаёт быть секретом, перестаёт отличать званых от незваных, всех признаёт и за всеми признаёт право судить о совершённых им подвигах».

Свои пристальные взоры художники-передвижники обратили на нелёгкую судьбу простого человека. В портретной галерее Ивана Николаевича Крамского есть немало замечательных крестьянских типов, в которых выражена вера в народ, его духовные силы, ум, талант и доброту. Лучшие картины художника на эту тему — «Полесовщик» («Мужик в простреленной шапке») и «Мина Моисеев» («Крестьянин с уздечкой»).

Художники-передвижники. Фотоателье М. Панова. 1886 г.

Интересен портрет «Мина Моисеев», на котором изображён старый человек, опирающийся на длинную палку. Освещённый ярким солнцем, он внимательно смотрит куда-то вдаль. В лёгкой усмешке прищуренных глаз художник сумел передать ум и душевную теплоту человека, умудрённого жизненным опытом. В его внешности не чувствуется униженности и забитости, напротив, ему свойственны внутреннее спокойствие и достоинство. В сутулой фигуре этого рослого старика с морщинистым и обветренным лицом, с натруженными и крепкими руками таится вовсе не ушедшая сила. Если выпрямится, разогнёт плечи, поднимется во весь рост — не хватит места на полотне, вырвется за верхний край картины. В те времена было не принято на портретах указывать имена крестьян, но Крамской нарушает сложившуюся традицию. Имя никому не известного крестьянина Мины Моисеева здесь звучит достойно и уважительно. Верхняя одежда, ниспадающая с плеч, напоминает мантию, а палка в руках представляется посохом.

И. Н. Крамской. Мина Моисеев. 1882 г. Музей русского искусства, Киев

Картину Николая Александровича Ярошенко «Кочегар» считают первым изображением рабочего человека в русском искусстве. Под низкими, закопчёнными сводами котельной, освещённый ярким пламенем топки, стоит кочегар. Он лишь на минуту прервал свой тяжёлый труд и теперь устало смотрит на зрителя. Натруженные жилистые руки. Голова со спутанными волосами словно вросла в плечи. Изборождённый морщинами лоб, ссутулившаяся фигура с впалой грудью говорят о тяжёлом, изнурительном труде, выпавшем на долю этого человека. Из года в год ему приходится дышать чёрной угольной пылью. В помещение, погружённое во тьму, никогда не заглядывает луч солнца, так что дневного света он почти не видит.

Цветовая гамма картины (тёмно-коричневый колорит с багровыми отсветами огня на руках и лице кочегара) усиливает драматизм образа. Перед зрителем предстаёт не придавленный судьбой рабочий, а человек, в котором начинают пробуждаться недовольство и протест.

Н. Л. Ярошенко. Кочегар. 1878 г. Государствен ная Третьяковская галерея, Москва

Значительный вклад в развитие бытовой живописи внесли художники В. Г. Перов (1834— 1882), И. Е. Репин (1844—1930), В. Е. Маковский (1846—1920), Г. Г. Мясоедов (1834—1911), И. М. Прянишников (1840—1894), К. А. Савицкий (1844—1905), В. М. Максимов (1844—1911).

Художник Василий Григорьевич Перов считал, что нельзя работать, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра». Ему принадлежит немало портретов крестьян («Фомушка-сыч», «Странник»), в которых он выразил сочувственное отношение к представителям самого бесправного и незащищённого сословия. Особый успех художнику принесли полотна, запечатлевшие бытовые сцены народной жизни: «Проповедь на селе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Утопленница», «Последний кабак у заставы», «Сельский крестный ход на Пасхе».

В. Г. Перов. Проводы покойника. 1865 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Одной из самых выразительных является картина «Проводы покойника». Написанная по возвращении Перова из-за границы, где он учился живописи, она принесла ему первую премию Общества поощрения художников. Тощая лошадёнка медленно и понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. В санях — грубо сколоченный гроб, прикрытый рогожей и перевязанный верёвками. По обе стороны от него примостились на санях дети. Печально смотрит девочка. Напротив — мальчик в огромной меховой сползающей на глаза шапке. Он ёжится от холода, кутаясь в большой отцовский тулуп. Рядом с санями, провожая в последний путь хозяина, бежит собака, ещё выразительнее подчёркивая одиночество и бесприютность осиротевшей крестьянской семьи. Лица матери мы не видим, но как красноречивы её склонённая голова и опущенные плечи! Никого нет рядом, никто вместе с ними не провожает в последний путь единственного кормильца крестьянской семьи. И оттого, что у них нет сочувствующих, ещё в большей степени ощутим трагизм происходящего. Это впечатление усиливает безрадостный, унылый пейзаж: занесённые снегом поля, сгущающиеся сумерки, низко нависшие мрачные, свинцовые тучи. Кругом холодное безмолвие и бесконечная, мучительная тишина...

* * *

Существенный вклад в развитие жанра реалистического пейзажа внесли русские художники: А. К. Саврасов (1830—1897), И. И. Шишкин (1832—1898), А. И. Куинджи (1841—1910), В. Д. Поленов (1844—1927) и И. И. Левитан (1860—1900).

Мощь, размах и величие русской природы особенно ценил Иван Иванович Шишкин, которого по праву называют «певцом русского леса». В истории мировой живописи вряд ли найдётся другой художник, который бы так ясно, спокойно и величественно показал сокровенную красоту необъятных лесных просторов. До Шишкина в живописи никогда так ярко не звучал мотив богатырской силы русского леса, его качеств, удивительно созвучных характеру русского человека.

И. И. Шишкин. Лесные дали. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Поэтическое изображение леса, деревьев любой породы в различном их сочетании, группами и поодиночке, в разные времена года: едва тронутые первой зеленью, роскошные в своём летнем убранстве, сурово и глухо шумящие осенней порой, покрытые тяжёлыми и пышными шапками снега зимой — вот что стало главной и любимой темой творчества этого художника.

Мерно, подобно волнам моря, колышутся вершины сосновых лесов, убегающих в голубую даль горизонта на картине «Лесные дали». Величественная панорама лесных массивов показана как бы с высоты птичьего полёта. Справа, слегка наклонясь, стоит одинокая сосна, рядом две каменные глыбы. Пробежав взглядом небольшую солнечную полянку, погружаемся в глухие дебри дремучего бора. Где-то вдалеке, среди тёмной зелени, голубеет лесное озеро или излучина реки. В высоком небе плывут и тают лёгкие облака, отражаясь в зеркальной и сверкающей глади воды. Кажется, всю любовь к Отчизне выразил здесь художник.

В произведениях Исаака Ильича Левитана лирические пейзажи порой приобретали ярко выраженное социальное звучание. В них автор нередко поднимался до глубоких идейно-художественных обобщений, затрагивал проблемы большого гражданского звучания. Так, в картине «Владимирка» мастерски раскрыта скорбная тема народного страдания. На первый взгляд ничего, кроме названия, не напоминает об этом. Холодный и серый день. Безлюдно. Только одинокая фигура странницы затерялась в этом безбрежном просторе, над которым нависло мрачное небо с наползающими друг на друга тучами.

И. И. Левитан. Владимирка. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главный художественный образ картины — это разбитая просёлочная дорога, уходящая вдаль. Где-то у самого горизонта она теряется. По обе стороны от неё тянутся поля, а в глубине темнеет лес. Когда-то по этой дороге, звеня кандалами, шли в Сибирь люди, приговорённые к каторжным работам.

        Спускается солнце за степи,
        Вдали золотится ковыль, —
        Колодников звонкие цепи
        Взметают дорожную пыль...
        ...День меркнет всё боле, — а цепи
        Дорогу метут да метут...

/А. К. Толстой. «Колодники»/

Образ дороги у Левитана становится символом горя народного. Кажется, что она из края в край пересекла многострадальную Русь, что вдоль и поперёк она исхожена людьми. Вот почему, глядя на эту картину, непременно испытываешь чувство щемящей тоски. Приглушённый, сумрачный колорит картины также помогает передать настроение одиночества и тревоги.

Больших успехов достигли русские мастера исторической живописи: Н. Н. Ге (1831—1894), В. В. Верещагин (1842— 1904), В. М. Васнецов (1848—1926), И. Е. Репин (1844—1930) и В. И. Суриков (1848—1916). Их произведения отличают глубокий интерес к национальной истории, судьбе выдающихся исторических личностей, понимание роли народа как основной движущей силы, обращение к важнейшим переломным событиям, умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности, стремление к психологической трактовке образов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru