В одном из писем Г. Курбе называл себя «искренним другом подлинной правды». Какую правду он представлял в своём творчестве, как «выражал нравы, идеи, облик эпохи»? Какие задачи ставил перед собой художник? Как вы думаете, что имел в виду Э. Делакруа, назвавший его творчество «совершенно новым явлением»?
Можно ли утверждать, что в картине «Похороны в Орнане» Г. Курбе создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.? Каковы особенности её художественного решения? В чём главные причины беспощадной критики в адрес этой картины? Почему автор видел в ней «похороны романтизма»?
Как вы думаете, почему современники восприняли литографию О. Домье «Улица Транснонен» не только как «кровавую страницу современной истории», но и как «победу, одержанную дюжиной стариков, женщин и детей»? Действительно ли эта «картина трагедии» превращена художником в беспощадный и объективный приговор жестокости и насилию?
Творческая мастерская
В Письме молодым художникам в 1861 г. Г. Курбе утверждал, что «живопись — искусство исключительно конкретное и может состоять только в изображении вещей реальных и существующих». Познакомьтесь с другими произведениями Курбе. Всегда ли он следовал этому принципу?
Г. Курбе писал: «Я преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку: академики в ней тонут». Какие традиции академической живописи удалось преодолеть художнику? В чём Курбе выступил как подлинный новатор?
Художественный критик и искусствовед Р. Маркс видел в графических работах О. Домье «произведения первостепенной важности, достойные по силе своего нравственного воздействия Мольера или Бальзака». Насколько правомерна такая точка зрения? Познакомьтесь с графикой художника. В чём заключается актуальность его политической и бытовой сатиры? Какое место в ней занимают ирония и гротеск?
О. Домье. Вагон третьего класса. 1862 г. Музей Метрополитен, Нью Йорк
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Тематика изобразительного искусства реализма»; «Обращение к темам национальной истории в творчестве художников реалистического направления»; «Бытовые картины в западноевропейском изобразительном искусстве второй половины XIX в.»; «Темы повседневного быта французской провинции в произведениях Г. Курбе»; «Преодоление традиций академической живописи и новаторский характер творчества Г. Курбе»; «Жизнь человека простого сословия в произведениях Курбе ».
«История и реальность в произведениях О. Домье»; «Социальнокритический характер творчества О. Домье»; «Значение О. Домье в развитии жанра политической карикатуры»; «Графические серии О. Домье — пародия на жизнь французских буржуа»; «Ирония и гротеск в творчестве Домье».
О. Домье. Надежда и гордость семьи Бадинге. 1846 г. Национальная библиотека, Париж
Книги для дополнительного чтения
Вентури Л. Художники Нового времени. СПб., 2007.
Герман М. Ю. Домье. М., 1962.
Калитина Н. Н. Эпоха реализма во французской живописи. М., 1973.
Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. Л., 1984.
Мак Г. Гюстав Курбе. М., 2002.
Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. Т. 4, 6. М., 1967, 1969.
Пассерон Р. Домье: Свидетель своей эпохи. М., 1984.
Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1981.