Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 15

Вопросы и задания

  1. Русский художественный и музыкальный критик, историк искусства В. В. Стасов (1824—1906) писал, что в русской музыке Глинка имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии: «Оба создали новый русский язык — один в музыке, другой в поэзии». Как вы думаете, что сближает творчество композитора с поэзией Пушкина? В чём именно заключалась новизна открытий М. И. Глинки в музыкальном искусстве? Почему его называют основоположником русской музыкальной классики? В каких музыкальных жанрах им были созданы непревзойдённые шедевры?
  2. Какие черты композиторского мастерства М. И. Глинки раскрываются в его романсово-песенном творчестве? Почему именно в русской народной песне и поэтическом творчестве современных поэтов он черпал своё вдохновение? Проиллюстрируйте свой ответ произведениями композитора.
  3. Какими музыкальными достижениями М. И. Глинка обогатил русскую национальную оперу? Какое отражение в его оперных произведениях находят героический эпос и драма русского народа, сказочная фантастика и вдохновенный лиризм?

Творческая мастерская

  1. Послушайте знаменитую «Камаринскую» М. И. Глинки. Крылатую фразу об этом произведении сказал П. И. Чайковский: «В ней, как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка». Как вы понимаете смысл этих слов композитора? Поясните свой ответ.
  2. Свидетелем каких исторических событий был М. И. Глинка? Какое отражение они нашли в его творчестве?
  3. Одним из лучших исполнителей партии Ивана Сусанина был Ф. И. Шаляпин (1873—1938), с необычайной выразительностью и силой передававший мысли и чувства героя. Послушайте его знаменитую арию «Чуют правду» в четвёртом действии. Как удалось великому певцу создать картину, полную драматизма и скорби?
  4. Познакомьтесь с историей первой постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» на сцене петербургского Мариинского театра в 1836 г. Почему эта премьера разделила слушателей на два противоборствующих лагеря? Чем можно объяснить пренебрежительные отзывы одних («кучерская музыка») и восторженные отклики других, увидевших в этом произведении начало новой эпохи в истории русской музыки?
  5. Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» является основой классического репертуара театров нашей страны. Посмотрите её в записи (постановки Большого или Мариинского театров). Действительно ли её автору удалось «возвысить народный напев до трагедии» (В. Ф. Одоевский)? Напишите рецензию на это произведение.
  6. Послушайте фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Как передан в ней основной конфликт между добром и злом? Какими художественными средствами создаются характеры действующих лиц (Руслана и Людмилы, Ратмира и Фарлафа, Баяна, Наины и Черномора)? Чем можно объяснить широкое включение хоровых массовых сцен, песенных вокальных партий и восточных мотивов? Какую художественную роль они выполняют?

Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Сусанина. 1898 г. Частная опера С. И. Мамонтова

Темы проектов, рефератов или сообщений

«История России и её отражение в творческой судьбе М. И. Глинки»; «Глинка и Пушкин»; «История создания романса М. И. Глинки “Я помню чудное мгновенье...”»; «Глинка и его выдающиеся современники»; «Испанские мотивы в творчестве Глинки»; «В чём выразилось исполнительское мастерство Ф. И. Шаляпина в опере Глинки “Жизнь за царя”?»; «История создания эпической оперы-сказки “Руслан и Людмила”; «Рецензия на художественный фильм “Композитор Глинка”» (реж. Г. Александров, 1952); «На родине М. И. Глинки — опыт создания виртуальной экскурсии»; «История экспозиции о творчестве Глинки в Музее музыкальной культуры в Москве»; «Традиции русской исторической оперы М. И. Глинки в творчестве его последователей (Н. А. Римский-Корсаков “Псковитянка”, М. П. Мусоргский “Борис Годунов”, С. С. Прокофьев “Война и мир” — по выбору)».

Книги для дополнительного чтения

  • Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX в. Л., 1979.
  • Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. М., 1979.
  • Левашёва О. Е. М. И. Глинка. Кн. 1, 2. М., 1987—1988.
  • Оржеховская Ф. М. Повести о русских композиторах. М., 1971.
  • Розанов А. С. М. И. Глинка: альбом. М., 1987.
  • Серов А. Н. Воспоминания о М. И. Глинке. Л., 1984.
  • Соболева Г. Русский романс. М., 1980.
  • Фрид Р. М. И. Глинка. М.; Л., 1973.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru