Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

15.1. Глинка — основоположник русской музыкальной классики

Заметное место в творчестве композитора занимает камерновокальная музыка. Восемьдесят романсов и песен были созданы им на стихи А. С. Пушкина, В. А. Жуковского и М. Ю. Лермонтова. Многие его романсы являются подлинными жемчужинами камерной вокальной классики. А такие, как «Не искушай...», «Сомнение», «Не пой, красавица, при мне...», пользуются широкой известностью и популярностью. Музыка к романсам давала возможность почувствовать и пережить каждое слово пушкинского стихотворения. К шедеврам вокальной лирики принадлежит романс «Я помню чудное мгновенье...», посвящённый Екатерине Керн, дочери А. П. Керн, некогда воспетой Пушкиным. В романсе, как и в стихах, переданы зарождение поэтического чувства любви, скорбь разлуки и радость свидания.

В 1840 г. М. И. Глинка создал романсовый цикл из двенадцати произведений «Прощание с Петербургом» на стихи Н. В. Кукольника, в котором особенно ощутимы народные мелодии. «Гармоническая галерея романсов» представлена лирическими пьесами «Рыцарский романс», «Баркарола», «Жаворонок». Сюда же входила известная «Попутная песня», в которой слышались шум и суета дорожного путешествия, радостное ожидание новых встреч. Тема дороги, зовущей путника вдаль, была рождена бесконечными российскими просторами, которые всегда были так любимы композитором.

И. Е. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила». 1887 г. Государствен ная Третьяковская галерея, Москва

Не менее разнообразны и интересны работы М. И. Глинки в области симфонической музыки, восходящие к лучшим фольклорным традициям. Ему принадлежит знаменитая симфоническая увертюра-фантазия на русские темы «Камаринская» (1848). Всё в этом произведении глубоко национально и самобытно, всё поражает красотой народных мелодий: их величавыми и спокойными, безудержно весёлыми и плясовыми интонациями. П. И. Чайковский справедливо отмечал, что в «Камаринской» заключена «вся русская симфоническая школа».

Увертюры «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1851), созданные под впечатлением путешествия по Испании, — яркий пример воплощения в музыке народных испанских мотивов. В письме к матери из Гранады Глинка сообщал:

    «Прилежно занимаюсь изучением испанской музыки. Здесь более, чем в других городах Испании, поют и пляшут... Эта музыка и пляска так оригинальны, что до сих пор я не мог ещё совершенно подметить напева, ибо каждый поёт по-своему».

Эти уроки не прошли бесследно. Глинка сумел создать живые и весёлые мелодии хоты — испанских песен, «неразлучных с пляской». Яркие картины жизни Испании, воплощённые в музыке, рассказывали о былой военной славе, о древних замках и дворцах.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru