Каковы характерные черты западноевропейской музыки романтизма? Как ей удалось выразить дух своей эпохи и мироощущения человека того времени? Почему именно в этом виде искусства они нашли наиболее яркое и образное воплощение? В чём, на ваш взгляд, проявились отличия музыки романтизма и классицизма? Поясните свой ответ.
Почему так тесны были связи музыки романтизма с литературой и живописью? Что вы могли бы рассказать о программной музыке композиторов-романтиков? Какие изменения произошли в системе музыкальных жанров? Расскажите о некоторых из них. Каковы дальнейшие пути развития музыки романтизма?
Э. Делакруа писал: «...Вагнер хочет всё обновить; он убеждён в своей правоте, он отбрасывает множество музыкальных условностей...» Как вы думаете, что именно «обновил», а какие «условности» оперного искусства нарушил Вагнер? В чём заключается реформаторский характер его творчества?
Каковы характерные черты русской музыки романтизма? Почему её наиболее яркие успехи были достигнуты в романсово-песен-ном творчестве Алябьева, Варламова, Гурилёва и Верстовского?
Ф. Ленбах. Вагнер в мечтах. Фрагмент картины
Творческая мастерская
Послушайте вокальные циклы Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха» (1823) или «Зимний путь» (1827), а также познакомьтесь с творчеством немецкого поэта-роман-тика Вильгельма Мюллера (1794— 1827), вдохновившего Шуберта на их создание. Как в них рассказана романтическая история духовных поисков одинокого странника? Каким настроением проникнуты эти произведения?
Послушайте последние кульминационные части оперы-драмы Р. Вагнера «Гибель богов» — путешествие Зигфрида по Рейну или траурный марш на смерть Зигфрида. Почему так контрастна эта музыка? Какое выражение в ней находит лейтмотив проклятья золота? Какие музыкальные впечатления рождает эта музыка?
Напишите небольшое сочинение-эссе на одну из предложенных тем: «Что рассказала мне музыка композиторов-романтиков?», «Мой любимый композитор-романтик (произведение)».
Композиторы-романтики, обращаясь к танцевальным жанрам, создавали подлинные жемчужины фортепианной музыки. Таковы, например, вальсы, полонезы и мазурки Шопена. Послушайте некоторые из этих произведений. Обратитесь к справочной литературе и познакомьтесь с характерными особенностями этих танцев. Насколько удачно воссоздан их художественный образ в музыке Шопена?
Составьте программу музыкально-поэтического концерта на тему «Романтика русского романса».
Автограф Ф. Шуберта. Начало песни «Дикая роза» на стихи И. В. Гёте
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Многообразие стилей западноевропейской музыки XIX в.»; «Содружество искусств в музыке романтизма»; «Музыка немецкого романтизма»; «Музыкальный мир Ф. Шуберта»; «Ф. Шуберт — поэт и композитор»; «Поэзия Гёте в музыке Шуберта»; «Баллада Шуберта “Лесной царь” и одноимённая баллада И. В. Гёте в переводе В. А. Жуковского»; «Почему Шопена называли “чистым гением гармонии”?»; «Музыкальные открытия Ф. Листа»; «Мой любимый композитор-романтик»; «Р. Вагнер как выдающийся реформатор оперного жанра»; «История создания оперного цикла Р. Вагнера “Кольцо Нибелунга”».
Книги для дополнительного чтения
Алексеева Л. Н., Григорьев В. Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. М., 1983.
Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
Белоусова С. С. Романтизм. Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен: книга для чтения. М., 2002.
Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.
Вудфорд П. Шуберт: Иллюстрированные биографии великих музыкантов. Урал, 1999.
Гаал Д. Лист. М., 1986.
Гозенпуд А. А. Оперный словарь. СПб., 2005.
Кремнев Б. Шуберт. М., 1964. (ЖЗЛ).
Левик Б. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 1980. Вып. 5.
Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.