Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

14.3. Русская музыка романтизма

Творчество А. А. Алябьева (1787—1851), А. Е. Варламова (1801 —1848), А. Л. Гурилёва (1803—1858) и А. Н. Верстовского (1799—1862) связано с развитием романтического направления в музыке. Наибольшие успехи были достигнуты этими композиторами в романсово-песенном творчестве. Русский романс развивался под непосредственным влиянием русской поэзии первой четверти XIX в. Стихотворения В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, А. А. Дельвига, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова послужили основой для создания многих музыкальных шедевров этого жанра.

Особой популярностью пользовались романсы А. А. Алябьева «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи А. С. Пушкина и «Соловей» на стихи А. А. Дельвига.

Лирические песни и романсы А. Е. Варламова «Красный сарафан», «На заре ты её не буди...», «Вдоль по улице метелица метёт...» звучали повсюду: и в светских гостиных, и в крестьянских избах. Они пленяли слушателей задушевностью и глубиной переживаний. Совсем иным — взволнованным и романтическим — был характер романса «Белеет парус одинокой...» на слова М. Ю. Лермонтова.

К. Е. Маковский. Портрет А. С. Даргомыжского. 1869 г.

Песни и романсы А. Л. Гурилёва «Матушка-голубушка», «Не шуми ты, рожь...», «Колокольчик» теплотой и искренностью чувств, выразительностью и напевностью мелодии были созвучны народным песням, душе русского человека.

А. Н. Верстовский создал новый романтический жанр музыкальной баллады, или «драматической кантаты». Наиболее известные среди них — «Чёрная шаль», «Три песни скальда». Ему принадлежит и первая романтическая опера «Аскольдова могила» (1835), которую отличают интригующий, захватывающий сюжет эпохи становления Древнерусского государства и мелодичная музыка.

Р. В. Петров в роли Мельника в опере А. С. Даргомыжского «Русалка». 1904 г.

Романтическое направление в развитии оперного искусства впоследствии было продолжено А. С. Даргомыжским (1813—1869). Опера «Русалка» (1855), написанная по мотивам незаконченной драмы А. С. Пушкина, является одним из лучших произведений композитора. Новые мелодические речитативы и созвучия, необычайно гибкие ритмы, занимательность сюжета и трагичность судеб главных персонажей делали эту оперу действительно новаторским произведением.

В конце своего творческого пути Даргомыжский обратился к сюжету пушкинской трагедии «Каменный гость», создав в 1866—1869 гг. одноимённую оперу. В ней дана блестящая музыкальная вариация известной легенды о Дон Жуане. Необычность оперы заключалась в том, что в ней не было привычных арий, вокальных «вставок», звучных, эффектных ансамблей и финалов. Она представляет собой музыкально-драмати-ческий речитатив, гениально воспроизводящий текст пушкинской драмы. Необычный, экспериментаторский характер этой оперы открывал новые горизонты в развитии оперного искусства.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru