Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

14.2. Р. Вагнер — реформатор оперного жанра

Особое место в музыкальном творчестве романтиков занимает обращение к историческому прошлому. Не античная мифология или история, как это было у классицистов, будоражит воображение романтиков. Их взоры сосредоточены на мрачных и таинственных картинах Средневековья. С особым интересом изучают композиторы старинные средневековые легенды, баллады и сказания (героические саги ирландского эпоса, «Старшую Эдду» — эпос скандинавских народов, французский героический эпос «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» — средневековый немецкий эпос).

Идеализируя Средние века, романтики были убеждены, что именно эта далёкая эпоха способна ярко и выразительно передать чувства и настроения современного мироощущения. Никогда раньше музыка не была так тесно связана с вымышленным миром мистификаций и фантастики.

Неизвестный художник. Портрет Р. Вагнера, сочиняющего музыкальную эпическую сагу «Кольцо Нибелунга»

Выдающийся немецкий композитор Рихард Вагнер был последним крупным романтиком западноевропейской музыки XIX в. К числу известных его произведений принадлежат оперы «Летучий голландец» (1841), «Тангейзер» (1843), «Лоэнгрин» (1848), «Тристан и Изольда» (1859), «Парсифаль» (1882). Главным творением композитора стало создание монументального оперного цикла «Кольцо Нибелунга», состоящего из четырёх сюжетно связанных между собой музыкальных драм: «Золото Рейна» (1854), «Валькирия» (1856), «Зигфрид» (1871) и «Гибель богов» (1874). Труд, которому он посвятил более двадцати лет своей творческой жизни, стал отражением эволюции его философских, эстетических и политических взглядов. В нём он обратился к одному из самых поэтичных и наиболее сложных сказаний немецкого героического эпоса — «Песни о Нибелунгах». Свободно и творчески он пересоздал древний немецкий эпос, наполнил его глубоким философским смыслом, созвучным духу современной жизни.

А. Рэкхем. Брунгильда. Акварельная иллюстрация к изданию опер Р. Вагнера «Золото Рейна» и «Валькирия». 1910 г.

 

Бог Вотан — главный персонаж оперного цикла Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга»

Для воплощения грандиозного замысла Вагнера не могли устроить существовавшие ранее музыкальные формы, ему было тесно в привычных рамках традиционной оперы, состоявшей из разрозненных сольных, хоровых и ансамблевых номеров, призванных только развлекать публику. В поисках новых форм, позволяющих осуществлять непрерывное симфоническое развитие действия, он смело нарушает сложившиеся традиции. Мечтая об органичном слиянии музыки, поэтического слова и сценического действия, он отдаёт предпочтение декламационному принципу. Огромное значение Вагнер придаёт оркестру, являющемуся не только основным носителем музыкального действия, но и важнейшим средством характеристики действующих лиц, их страстей и переживаний.

Задуманное как прославление героизма, мужества и доблести, утверждающее подвиг, произведение завершалось грандиозной картиной гибели богов. В основе оперного цикла «Кольцо Нибелунга» лежит идея губительной власти денег. Золотой клад, спрятанный на дне Рейна, приносит только несчастья каждому из его обладателей. Он является причиной всех совершаемых злодеяний, предательств и убийств. Освободить мир от проклятья, которое лежит на этом золоте, может только смелый и отважный герой Зигфрид. Именно ему, по замыслу композитора, отводилась ответственная роль «научить человечество познанию несправедливости, её искоренению и устройству справедливого мира на место мира зла». Не раз Зигфрид становится жертвой коварства злых сил. Чтобы завладеть несметными сокровищами нибелунгов, племени злых карликов, ему придётся сразиться с великаном, превратившимся в страшного дракона. Победив его, герой не находит успокоения и счастья. Только любовь к Брунгильде может спасти Зигфрида, но и здесь ему придётся пройти ряд серьёзных испытаний. Коварство, злоба и месть оказываются сильнее бесстрашного Зигфрида. Он погибает от рук предателей, а золотое кольцо вновь возвращается в воды Рейна.

Театр для постановки музыкальных драм Р. Вагнера Фестшпильхаус в Байрете. 1871—1876 гг.

Власть золота, ставшая первопричиной зла, приводящая к преступлениям и убийствам, в конечном счёте приводит к гибели всего мира. Она оказывается гораздо сильнее людей и богов — таким был безнадёжный и пессимистический вывод создателя оперного цикла.

В музыку опер Вагнер вложил весь свой талант, вдохновение и мастерство. В ней он разработал около ста выразительных и ярких по характеру лейтмотивов (огня, судьбы, меча), помогающих раскрыть символику действия. Особое внимание он уделил воспроизведению драматических переживаний главных героев. Для исполнения оперы он привлёк гигантский оркестр, огромное количество исполнителей, сложнейшую сценическую технику.

Лучшие произведения Вагнера и сегодня звучат на сценах крупнейших театров мира, поражая богатейшей палитрой оркестровых красок и гармонией, возвышенными, благородными образами, глубокими человеческими чувствами. В 2003 г. Мариинским театром в Санкт-Петербурге под управлением В. Гергиева была осуществлена постановка знаменитого оперного цикла «Кольцо Нибелунга».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru