Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

14.1. Романтизм в западноевропейской музыке

Хотя романтизм коснулся всех искусств, в музыке он нашёл наиболее яркое и образное воплощение. Романтики в буквальном смысле слова создали культ музыки, которая отныне объявлялась образцом, нормой художественного творчества. Они возвели музыку на высшую ступень «лестницы искусств». Ф. В. Шеллинг (1775—1854) объявил музыку голосом глубочайшей сущности мироздания. Тик, Новалис, Гофман, Шлегель утверждали, что мыслить звуками — это гораздо выше, чем мыслить понятиями. Музыка, ведущая в сферы стихийного чувства, вступает в свои права там, где никакая поэзия не может охватить и выразить подлинную глубину чувств. Великий немецкий писатель и музыкант Э. Т. А. Гофман писал:

    «Музыка — самое романтическое из всех искусств, пожалуй, можно даже сказать, единственное подлинно романтическое, потому что имеет своим предметом только бесконечное».

В истории мировой культуры музыка романтизма представлена блистательной плеядой имён: Франц Шуберт (Австрия), Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Рихард Вагнер, Иоганнес Брамс (Германия), Фридерик Шопен (Польша), Ференц Лист (Венгрия), Гектор Берлиоз (Франция), Никколо Паганини (Италия).

Если классицизм считал приоритетной музыку вокальную, опирающуюся на слово (например, оперное искусство), то романтики отстаивали абсолютное преимущество музыки инструментальной, симфонической. С их точки зрения, только в ней раскрываются её настоящая суть и глубина. Композитор не должен рабски следовать за ритмикой и интонацией стиха. Опираясь на литературный источник, он может создать совершенно самостоятельную музыкальную форму.

В. А. Ридер. Портрет Ф. Шуберта. 1825 г. Исторический музей, Вена

Романтизм в европейской музыке не следует понимать как мгновенную смену направлений и стилей. Как уже отмечалось, в творчестве позднего Бетховена отчетливо проявлялись черты нового романтического стиля, а в произведениях Франца Шуберта (1797—1828) чувствуется влияние венского классицизма. Более того, между композиторами романтизма и классицизма не существовало непреодолимой стены отчуждения и непонимания. Напротив, романтики продолжали успешно развивать лучшие традиции классицистической музыки.

Как и другие виды искусства, музыка романтизма исключительно эмоционально передаёт богатство внутреннего мира человека. В отличие от классицизма, стремившегося к воссозданию высоких общественных и гражданских идеалов, компози-торы-романтики обратились к сфере человеческих чувств и переживаний. Сложный и противоречивый мир души человека, неповторимость и оригинальность каждой отдельной личности романтики понимали как никто другой. Они были убеждены, что только на языке музыки можно передать то, что происходит в глубинах человеческой души. Роберт Шуман писал: «Разум ошибается, чувство никогда». В этих словах великого композитора ключ к пониманию музыки романтизма, суть её программных требований.

Героем романтической музыки становится одинокий и разочарованный человек, способный выразить «мировую скорбь». Несмотря на непонимание, часто вопреки обстоятельствам он ищет свой жизненный идеал. Не находя его в окружающей действительности, где царят насилие, обман, жестокость и коварство, ему приходится искать счастья на лоне природы или в далёких экзотических странах. Но и природа часто враждебно относится к его поискам, не сочувствует и не сопереживает вместе с ним. Величавая и спокойная, она оказывается холодной и равнодушной к человеческому страданию.

Г. Меле. Портрет Шуберта. 1825 г.

Новый романтический стиль в музыке имел совершенно определённые, только ему присущие черты. Они видны в особом философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и в специфических музыкальных средствах её выражения. Романтикам принадлежала идея синтеза всех искусств, в котором музыке отводилась универсальная роль. Музыка, по их мнению, как раз и обладает свойством связывать, сближать все виды искусств. Она может, как живопись и скульптура, рисовать и ваять. Как литература — передавать содержание романа или трагедии. В творчестве романтиков расширились границы словесной и музыкальной изобразительности. Осуществление на практике идеи синтеза искусств оказалось наиболее плодотворным в искусстве романтизма.

Особенно тесными были связи музыки, литературы и живописи. Многие композиторы-романтики являлись создателями так называемой программной музыки, которая стремилась связать себя с определёнными литературными или живописными образами. Эта связь предполагала объяснение замысла композитора в названии сочинения, в эпиграфе или предисловии к партитуре (нотной записи многоголосного музыкального произведения). Благодаря идее программности, в музыке усиливались её сюжетные и изобразительные начала. Так, Рихард Вагнер (1813—1883), работая над созданием опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин» на сюжеты старых немецких сказаний, сам писал для них либретто, в которых разъяснял суть музыкального произведения.

Литографический портрет Р. Шумана, сочиняющего песенный цикл «Любовь поэта»

Однако, опираясь на литературные или живописные источники, романтики создавали совершенно новые художественные образы, используя при этом специфические музыкальные средства. Вот почему ни одно из музыкальных сочинений нельзя рассматривать как иллюстрацию к литературному или живописному первоисточнику. Музыка романтизма знает немало примеров такого плодотворного содружества искусств. В своём творчестве Шуберт обращался ко многим поэтам: Гёте (песни-баллады), Гейне (скорбные монологи), Мюллеру (вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»). Шуман (1810—1856) создал песенные циклы «Любовь и жизнь женщины» на стихи немецкого поэта Шамиссо и «Любовь поэта» на стихи «Лирического интермеццо» Генриха Гейне. Его цикл фортепианных пьес «Бабочки» навеян произведениями Ж. Поля, а «Крейслериана» — произведениями Гофмана. Творчество польского поэта Адама Мицкевича не раз вдохновляло Шопена. Прообразом сонаты «По прочтении Данте» Листа (1811 —1886) стала «Божественная комедия», а «Сонеты Петрарки» навеяны творчеством итальянского поэта эпохи Возрождения. Берлиоз (1803—1869) является создателем своеобразной музыкальной шекспирианы (симфония «Ромео и Джульетта»), ему же принадлежат симфония «Гарольд в Италии» по мотивам поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» и драматическая кантата «Осуждение Фауста» на сюжет трагедии Гёте «Фауст». Этот перечень можно было бы продолжить.

А. Ф. Пехт. Рихард Вагнер. 1865 г. Музей Метрополитен, Нью Йорк

Впервые у романтиков возникла идея выразить в музыке образы живописи и скульптуры, превратить их в «программу» музыкального произведения. Известные фортепианные пьесы Листа «Обручение» (по картине Рафаэля «Обручение Марии») и «Мыслитель» (по скульптуре Микеланджело) из цикла «Годы странствий» являются ярким примером программной музыки. Так, картина Рафаэля, ставшая для Листа своеобразным символом чистоты чувств, просветлённой человечности и гармонии, определила суть музыкального образа. Созданная им музыка полна тихого, светлого и благоговейного чувства, её движение спокойно, плавно и неторопливо. Лишь в самые кульминационные моменты она становится патетичной и восторженной. Элементы хорала, которые использовал здесь композитор, напоминают о торжественном звучании церковного хора. Безусловно, не зная содержания картины Рафаэля, невозможно понять образ, созданный в музыке. Предпосланное название позволяет слушателю без особого труда «дорисовать» его, оно обеспечивает глубокое и полноценное восприятие произведения.

Ф. Лист за роялем

Красота и самобытность народного искусства стали одной из важнейших «вечных ценностей», которую открыли романтики. Интерес и внимание к фольклору отличают творчество многих композиторов, использовавших интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. Нередки они в вокальных циклах Шуберта — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827), в фортепианных миниатюрах «Песни без слов» (1829—1845) — Мендельсона. Мелодии и ритмы венгерских и цыганских напевов и плясок слышатся в девятнадцати «Венгерских рапсодиях» (1847—1885), созданных Листом. Музыка «Венгерских танцев» (1869—1880) Брамса проникнута зажигательными ритмами народных мелодий. Шопен не раз обращался к ритмам польских народных танцев — мазурки, полонеза и вальса.

В музыке романтизма произошли существенные изменения в системе жанров. Если композиторы классицизма предпочитали симфонию, сонату, оперу и инструментальные концерты, то романтики активно разрабатывали лирическую миниатюру, открывавшую неограниченные возможности для выражения сокровенных чувств и движений человеческой души. Особой популярностью у слушателей пользовались жанры песни и романса. Общеизвестны циклы музыкальных миниатюр Шуберта «Экспромты» и «Музыкальные моменты», а этюды Шопена, Шумана и Листа — лучшие достижения этого жанра.

Кроме того, в музыке романтизма произошло обновление традиционных жанров классицизма. В Восьмой «Неоконченной» симфонии (1822) Шуберта бурные романтические чувства органично сочетаются с ясной и стройной классицистической композицией. Вместо обычных для этого жанра четырёх частей симфония Шуберта состоит из двух — драматической и лирической.

Новые черты привносят романтики и в жанр сонаты. Так, Шопен пишет Сонату для фортепиано из четырёх частей со зловещим скерцо, траурным маршем и необычным мрачно-вихревым финалом. Лист создаёт сонату-фантазию «По прочтении Данте», состоящую всего лишь из одной части.

Существенные изменения претерпел и жанр прелюдии. Хорошо известны прелюдии к фугам Баха, подготавливающие исполнение большого и сложного музыкального произведения. А Шопен сочинял прелюдии экспромтом, находясь под впечатлением определённого настроения.

Дж. Больдини. Портрет Дж. Верди. 1886 г.

Как видим, романтизм в музыке — это довольно сложное и многогранное явление. Одной из поздних его ветвей в конце XIX в. стал веризм (итал. verismo — истинный, правдивый), проявившийся в итальянском оперном искусстве. В отличие от реалистических произведений, сочинения в стиле веризма изображали преувеличенные, исключительные чувства героев, толкавшие их на рискованные поступки, а порой даже и на преступления. Наиболее яркий представитель веризма в европейской музыке — Руджеро Леонкавалло (1857—1919), создавший хорошо известную оперу «Паяцы» (1892).

Портрет Ж. Бизе. 1875 г.

Другой ветвью западноевропейского романтизма стал реализм, идущий от Джузеппе Верди (1813—1901) и Жоржа Бизе (1838—1875). Композиторы-реалисты стремились передать драматизм обычных на первый взгляд жизненных ситуаций. В своих музыкальных произведениях они уделяли особое внимание правдивому воспроизведению психологического состояния героев. Их персонажи больше не делились на положительных и отрицательных. Каждый представал во всей сложности характера и противоречивости отношений с обществом.

Усложнение языка и форм музыки в позднем романтизме, а затем и в других течениях вызвало к жизни неоклассицизм, появившийся в европейской музыке в первой четверти XX в. Композиторы-неоклассицисты стремились вернуться к простоте мелодий и форм, ясности и чёткости гармонии. Они вновь обратились к полифонии, возродили клавесинную музыку XVIII в. Опять возник интерес к старинным концертным жанрам — сюите и кончерто гроссо.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru