Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 13

Вопросы и задания

  1. Определите главные эстетические принципы романтизма. В каких видах искусства они нашли наиболее яркое воплощение? Чем они привлекают лично вас? В чём вы видите сильные и слабые стороны романтического мироощущения? Какими чертами характера должен обладать романтический герой? Каковы его взаимоотношения с Природой и окружающим обществом? Знакомы ли вам по произведениям искусства подобные персонажи? Расскажите о них подробнее.
  2. Какие черты романтизма вы могли бы отметить в произведениях Э. Делакруа? Какие идеалы этого художественного направления ему удалось воплотить в своих произведениях? Каким настроением они проникнуты? Сопоставьте картины Делакруа с произведениями академической живописи. В чём выразилась новизна его живописной манеры? Как вы думаете, почему современники называли картину Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ» «Марсельезой» французской живописи? Как в ней сочетаются историческая достоверность и аллегорический смысл?
  3. Каков образный мир художника Гойи? Определите главную тему его полотна «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». За какие идеалы они погибают? С помощью каких художественных средств в ней утверждается гражданская позиция автора?
  4. Что осуждали и какие ценности утверждали художники-прерафаэлиты? Какие проблемы современности они решали в своём творчестве, обращённом к далёкому прошлому (Античности и Средневековью)?
  5. В чём оригинальность и необычность трактовки традиционного библейского сюжета Благовещения в картине Россетти? Сравните эту картину с известными вам произведениями на этот сюжет. Какова особенность религиозной живописи прерафаэлитов? В чём проявился её романтический характер?
  6. Художник рубежа XIX—XX вв. К. Сомов писал о Кипренском как об «одном из лучших когда-либо существовавших портретистов». В его произведениях этого жанра он отмечал, «кроме необыкновенного сходства, колорит блестящий... рисунок правильный». Попробуйте доказать справедливость слов Сомова. Какими собственными характеристиками вы могли бы дополнить этот отзыв?
  7. Что представлял собой излюбленный тип романтического пейзажа? Какие произведения вы бы причислили к шедеврам пейзажной живописи? Почему?

О. А. Кипренский. Портрет В. А. Жуковского. 1816 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с одной из романтических поэм Дж. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда», «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Шильонский узник», «Манфред», «Дон Жуан» — по выбору). Напишите рецензию на одно из прочитанных произведений, акцентируя внимание на его принадлежности к романтизму.
  2. Какие характерные черты романтических героев вы могли бы отметить в портретах поэтов В. А. Жуковского и А. С. Пушкина, выполненных О. А. Кипренским? Какие традиции русского портрета XVIII в. унаследовал О. А. Кипренский, а в чём выступил как подлинный новатор?
  3. Познакомьтесь с «Дневником» Э. Делакруа — ценным историческим документом эпохи и выдающимся литературным произведением. Как в нём совмещены лирические описания, глубокий психоанализ, тонкое эссе и замечания профессионального живописца? Проиллюстрируйте свои наблюдения примерами. Какие высказывания художника вы захотели бы взять на заметку? Почему?
  4. Отказавшись от фальшивой красивости академического искусства, прерафаэлиты утвердили свой идеал красоты. Какой именно и почему? Чем вы могли бы объяснить причину столь высокой популярности этих художников?
  5. Картина Д. Э. Миллеса «Офелия» — одно из самых знаменитых программных произведений «Братства прерафаэлитов». Попробуйте доказать, что в нём нашла отражение их эстетическая программа. Найдите в трагедии Шекспира «Гамлет» соответствующие строки и отметьте, в чём именно художник следовал авторскому тексту, а во что привнёс собственное видение сюжета. Сравните два перевода, выполненных замечательными поэтами. Какой из них наиболее созвучен картине Миллеса? Почему?

          Над речкой ива свесила седую
          Листву в поток. Сюда она пришла
          Гирлянды плесть из лютика крапивы,
          Купав и цвета с красным хохолком,
          Который пастухи зовут так грубо,
          А девушки — ногтями мертвеца.
          Ей травами увить хотелось иву,
          Взялась за сук, а он и подломись,
          И, как была, с копной цветных трофеев
          Она в поток обрушилась. Сперва
          Её держало платье, раздуваясь,
          И, как русалку, поверху несло.
          Она из старых песен что-то пела,
          Как бы не ведая своей беды
          Или как существо речной породы.
          Но долго это длиться не могло,
          И вымокшее платье потащило
          Её с высот мелодии на дно,
          В муть смерти.

          /Перевод Б. Л. Пастернака/

          Есть ива над ручьём; сребристые листы
          Глядятся в зеркало воды; туда пришла
          Она в причудливых гирляндах маргариток,
          Крапивы, лютика и пурпурных цветов...
          Когда к ветвям она нависшим потянулась,
          Чтобы венки на них развесить,
          Обломился коварный сук;
          И в плачущий ручей она
          Упала вся в цветах.
          Расплывшись, платье
          Поверх воды её держало, как наяду;
          Отрывки песенок она старинных пела,
          Как бы опасности не сознавая, словно
          Для этой создана была стихии
          И с ней сроднилася. Недолго длилось это:
          Отяжелев, намокшие одежды
          Бедняжку в мутную втянули глубину,
          От сладкой песни к смерти.

          /Перевод К. Р. (Великого князя Константина Романова)/

  6. Познакомьтесь с творчеством английского поэта Джона Китса (1795—1821). Как вы думаете, что могло привлечь начинающих художников-прерафаэлитов в его стихотворениях? В чём выразилась общность их отношения к окружающему миру и искусству?

О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Историко-политические предпосылки возникновения романтизма»; «Философия и эстетика романтизма»; «Романтизм как метод и стилистическое направление в искусстве»; «Поэты-романтики»; «Природа и Человек в произведениях романтизма»; «Поиски новых абсолютных идеалов в искусстве романтизма»; «Неого-тический стиль архитектуры»; «Экзотика Востока в произведениях романтизма».

«Герой романтической эпохи в портретной живописи»; «Слияние драмы и мечты в творчестве Э. Делакруа»; «Дух Античности и “восточные мотивы” в произведениях Э. Делакруа»; «История и современность в творчестве Э. Делакруа»; «Литературные реминисценции в творчестве Делакруа (Данте, Шекспир, Роберт Бёрнс, Вальтер Скотт, Байрон, Гёте)».

«Художественные особенности портретного искусства Гойи»; «Критика человеческих заблуждений и пороков в произведениях Гойи»; «Семантика жестов и взглядов в картине Гойи “Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года”»; «Картина “Семья Карла IV” как образец парадного портрета»; «Образы детства в творчестве Гойи»; «Образы исторической эпохи на полотнах Гойи».

«Эстетическая программа и творческий метод прерафаэлитов»; «Образ Христа в творчестве прерафаэлитов»; «Россетти — бунтарь, влюблённый в Данте»; «Что унаследовали прерафаэлиты у художников раннего Возрождения?»; «Мистический идеал красоты и его трагическое несоответствие жизни в творчестве прерафаэлитов».

«Мир детства в творчестве О. А. Кипренского»; «Новаторство О. А. Кипренского в жанре портрета»; «История создания портрета А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского»; «Поэтичность и романтическая мечтательность героинь женских портретов О. А. Кипренского»; «Особенности жанра парного портрета в творчестве О. А. Кипренского»; «Галерея карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 года».

«Айвазовский — “моря пламенный поэт”».

Книги для дополнительного чтения

  • Батикль Ж. Гойя. Легенда и жизнь. М., 2002.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
  • Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Кипренский. М., 2001. (ЖЗЛ).
  • Вагнер Л. А., Григорович Н. С. И. К. Айвазовский. М., 2001. Ванслов В. В. Искусство и красота. М., 2006.
  • Делакруа Э. Письма. М., 2001.
  • Дневник Делакруа. В 2 т. Любое издание.
  • Дьяков Л. A. Эжен Делакруа. М., 1973.
  • Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М., 1996.
  • Кислякова И. В. Орест Кипренский; Эпоха и герои. М., 1977.
  • Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок / под ред. Р. Томана. М., 2000.
  • Кожина Е. Ф. Романтическая битва: Очерки французской романтической живописи 1820-х гг. М., 1969.
  • Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойя. М., 1965.
  • Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX века в Эрмитаже. М., 1984.
  • Леонтьева Г. К. Питомцы муз. М., 1968.
  • Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975.
  • Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 4.
  • Мировая художественная культура. Романтизм и реализм / под ред. Л. В. Пешиковой. М., 2005.
  • Ортега-и-Гасет X. Веласкес. Гойя. М., 1997.
  • Прокофьева М. Н. Делакруа. М., 1998.
  • Ракова М. М. Русское искусство первой половины XIX века. М., 1975.
  • Сарабьянов Д. В. О. А. Кипренский. М., 1982.
  • Турчин В. С. Эпоха романтизма в России. М., 1981.
  • Турчин В. С. Орест Кипренский. М., 1982.
  • Шикель Р. Мир Гойи. М., 1998.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru