Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Давида? В чём и как он выразил противоречивый дух своего времени? В чём современники увидели проявления вольнодумства в картине «Клятва Горациев»?
Историк искусства Г. К. Леонтьева отмечала, что в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» «всё пронизано компромиссом между новым и старым, между романтизмом и классицизмом». Разделяете ли вы подобную точку зрения? В чём вы видите отход художника от принципов классицизма и его увлечение романтизмом? Какие художественные достижения вы можете отметить, анализируя эту картину?
Какие художественные открытия в русской академической живописи были осуществлены А. А. Ивановым? Расскажите о них подробнее, используя картину «Явление Христа народу». Известно, например, что, обдумывая колорит, художник не хотел, чтобы она получилась «весёлой и цветистой», напротив, он стремился придать ей «серьёзность и важность». В какой мере это удалось ему?
К. П. Брюллов. Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых. 1839 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Творческая мастерская
Сравните картины «Смерть Германика» Пуссена и «Клятву Горациев» Давида. Что общего и в чём различие в подходах к изображению исторических событий вы можете отметить? Какие художественные принципы классицизма и неоклассицизма нашли в них воплощение? Что отличает стиль Давида? (Возможно также сравнение картины Давида с произведением русского художника Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».)
Познакомьтесь с картиной Давида «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», в которой, как считают многие исследователи, выражен романтический призыв нации к героическим свершениям. А вот некоторые современники увидели в ней нечто другое: «Картина бесстрастная и стройная, как алгебраическое уравнение... живой образ времени, прячущегося за ослепительным блеском торжественных церемоний, трезвый расчёт и за гордостью побед — жажду власти». Согласитесь ли вы с подобной оценкой?
Сравните известную вам картину А. Ватто «Паломничество на остров Киферу» (1718) и картину К. П. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых» (1839). Что отличает творческую манеру художников? Что превалирует в каждой из них: пейзажное или портретное? Почему?
А. А. Иванов. Ветка. Подготовительный этюд к картине «Явление Христа народу»
Насколько справедливо утверждение, что А. А. Иванов является «автором одной картины»? Познакомьтесь и с другими произведениями художника (например, с первыми академическими картинами и акварельными «Библейскими эскизами»). Каковы основные особенности его творчества?
А. Эфрос считал: «“Пейзажный” Иванов на пол века опередил время. Рядом с ним... даже импрессионист Коровин иногда выглядит старомодно. Иным из этюдов Иванова нужно бы в экспозиции отводить место среди работ XX столетия». Для таких серьёзных оценок были немалые основания. Важнейшими из них считаются открытия в области пленэрной живописи. На примере знаменитого этюда «Ветка» попробуйте определить основные направления творческих поисков художника. Какими средствами Иванов добивается ощущения живого трепета листьев, погружённых в воздушную струю? Как соотносятся между собой свет и тень, цветовые рефлексы?
А. А. Иванов. Благовещение. Из цикла «Библейские эскизы». Конец 1840-х — 1850-е гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Творчество Давида — путь между рококо и романтизмом»; «Автопортреты Давида — эволюция его жизни и творчества»; «Наполеон — “могучий баловень побед” (А. С. Пушкин) в творчестве Давида и А. Гро»; «Непреходящее значение портретного искусства Давида»; «Эволюция античной тематики в творчестве Давида»; «Давид и Рафаэль: опыт сравнительного анализа»; «Сравнительный анализ произведений Пуссена и Давида»; «Творчество Давида — путь от классицизма к неоклассицизму и романтизму»; «Великие ученики и последователи Давида».
А. Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. После 1797 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Академическая живопись в России (на примере творчества одного из художников)»; «Творческие искания и шедевры К. П. Брюллова»; «К. П. Брюллов — величайший мастер портретного искусства»; «“Вечный праздник жизни” в картинах К. П. Брюллова “Итальянской серии”»; «Роль Н. В. Гоголя в осуществлении духовных поисков и творческом становлении художника А. А. Иванова»; «“Явление Христа народу”: особенности мастерства и новаторства»; «История создания картины А. А. Иванова “Явление Христа народу”»; «Историческая и мифологическая тематика в творчестве А. А. Иванова»; «Красота мира в пейзажной живописи А. А. Иванова»; «Художественные открытия А. А. Иванова».
Ф. А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Книги для дополнительного чтения
Александр Иванов: альманах Государственного Русского музея. СПб., 2006.
Александр Иванов в письмах и документах / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. М., 1980.
Анисов Л. М. Александр Иванов. М., 2004.
Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
Бехтиева Е. Карл Брюллов. «Великие имена». Из собрания ГТГ. 2006. Вып. 3.
Бочаров И. Н„ Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., 1984.
Вентури Л. Художники Нового времени. СПб., 2007.
Леонтьева Г. К. Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». М.,1985.
Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. М., 1997.
Пикулева Г. И. Брюллов. М., 2004.
Порудоминский В. Брюллов. М., 1979.
Ракова М. М. Александр Иванов. М., 1969.
Романовский А. Академизм в русской живописи. М., 2005.
Степанова С. Александр Иванов. «Великие имена». Из собрания ГТГ. 2007. Вып. 7.
Федотова Е. Жак Луи Давид. М., 2002.
Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М., 1984.
Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. М., 2005.