Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 12

Вопросы и задания

  1. Какие идеи французских просветителей нашли отражение в творчестве Давида? В чём и как он выразил противоречивый дух своего времени? В чём современники увидели проявления вольнодумства в картине «Клятва Горациев»?
  2. Историк искусства Г. К. Леонтьева отмечала, что в картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» «всё пронизано компромиссом между новым и старым, между романтизмом и классицизмом». Разделяете ли вы подобную точку зрения? В чём вы видите отход художника от принципов классицизма и его увлечение романтизмом? Какие художественные достижения вы можете отметить, анализируя эту картину?
  3. Какие художественные открытия в русской академической живописи были осуществлены А. А. Ивановым? Расскажите о них подробнее, используя картину «Явление Христа народу». Известно, например, что, обдумывая колорит, художник не хотел, чтобы она получилась «весёлой и цветистой», напротив, он стремился придать ей «серьёзность и важность». В какой мере это удалось ему?

К. П. Брюллов. Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых. 1839 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Творческая мастерская

  1. Сравните картины «Смерть Германика» Пуссена и «Клятву Горациев» Давида. Что общего и в чём различие в подходах к изображению исторических событий вы можете отметить? Какие художественные принципы классицизма и неоклассицизма нашли в них воплощение? Что отличает стиль Давида? (Возможно также сравнение картины Давида с произведением русского художника Ф. А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».)
  2. Познакомьтесь с картиной Давида «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», в которой, как считают многие исследователи, выражен романтический призыв нации к героическим свершениям. А вот некоторые современники увидели в ней нечто другое: «Картина бесстрастная и стройная, как алгебраическое уравнение... живой образ времени, прячущегося за ослепительным блеском торжественных церемоний, трезвый расчёт и за гордостью побед — жажду власти». Согласитесь ли вы с подобной оценкой?
  3. Сравните известную вам картину А. Ватто «Паломничество на остров Киферу» (1718) и картину К. П. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых» (1839). Что отличает творческую манеру художников? Что превалирует в каждой из них: пейзажное или портретное? Почему?

А. А. Иванов. Ветка. Подготовительный этюд к картине «Явление Христа народу»

  1. Насколько справедливо утверждение, что А. А. Иванов является «автором одной картины»? Познакомьтесь и с другими произведениями художника (например, с первыми академическими картинами и акварельными «Библейскими эскизами»). Каковы основные особенности его творчества?
  2. А. Эфрос считал: «“Пейзажный” Иванов на пол века опередил время. Рядом с ним... даже импрессионист Коровин иногда выглядит старомодно. Иным из этюдов Иванова нужно бы в экспозиции отводить место среди работ XX столетия». Для таких серьёзных оценок были немалые основания. Важнейшими из них считаются открытия в области пленэрной живописи. На примере знаменитого этюда «Ветка» попробуйте определить основные направления творческих поисков художника. Какими средствами Иванов добивается ощущения живого трепета листьев, погружённых в воздушную струю? Как соотносятся между собой свет и тень, цветовые рефлексы?

А. А. Иванов. Благовещение. Из цикла «Библейские эскизы». Конец 1840-х — 1850-е гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Творчество Давида — путь между рококо и романтизмом»; «Автопортреты Давида — эволюция его жизни и творчества»; «Наполеон — “могучий баловень побед” (А. С. Пушкин) в творчестве Давида и А. Гро»; «Непреходящее значение портретного искусства Давида»; «Эволюция античной тематики в творчестве Давида»; «Давид и Рафаэль: опыт сравнительного анализа»; «Сравнительный анализ произведений Пуссена и Давида»; «Творчество Давида — путь от классицизма к неоклассицизму и романтизму»; «Великие ученики и последователи Давида».

А. Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту. После 1797 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Академическая живопись в России (на примере творчества одного из художников)»; «Творческие искания и шедевры К. П. Брюллова»; «К. П. Брюллов — величайший мастер портретного искусства»; «“Вечный праздник жизни” в картинах К. П. Брюллова “Итальянской серии”»; «Роль Н. В. Гоголя в осуществлении духовных поисков и творческом становлении художника А. А. Иванова»; «“Явление Христа народу”: особенности мастерства и новаторства»; «История создания картины А. А. Иванова “Явление Христа народу”»; «Историческая и мифологическая тематика в творчестве А. А. Иванова»; «Красота мира в пейзажной живописи А. А. Иванова»; «Художественные открытия А. А. Иванова».

Ф. А. Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Книги для дополнительного чтения

  • Александр Иванов: альманах Государственного Русского музея. СПб., 2006.
  • Александр Иванов в письмах и документах / сост. И. А. Виноградов. М., 2001.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. М., 1980.
  • Анисов Л. М. Александр Иванов. М., 2004.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
  • Бехтиева Е. Карл Брюллов. «Великие имена». Из собрания ГТГ. 2006. Вып. 3.
  • Бочаров И. Н„ Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., 1984.
  • Вентури Л. Художники Нового времени. СПб., 2007.
  • Леонтьева Г. К. Картина К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». М.,1985.
  • Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. М., 1997.
  • Пикулева Г. И. Брюллов. М., 2004.
  • Порудоминский В. Брюллов. М., 1979.
  • Ракова М. М. Александр Иванов. М., 1969.
  • Романовский А. Академизм в русской живописи. М., 2005.
  • Степанова С. Александр Иванов. «Великие имена». Из собрания ГТГ. 2007. Вып. 7.
  • Федотова Е. Жак Луи Давид. М., 2002.
  • Шнаппер А. Давид. Свидетель своей эпохи. М., 1984.
  • Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. М., 2005.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru