Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 11

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности художественной манеры Ф. С. Рокотова? Какой вклад он внёс в развитие камерного портрета? В чём своеобразие его образной интерпретации?
  2. Что различает творческие манеры Левицкого и Рокотова? Кто и почему стали героями произведений Д. Г. Левицкого? Чем можно объяснить неоднозначность и сложность их характеристик? Какую художественную роль играют детали, интерьер и одежда портретируемых?
  3. Почему творчество В. Л. Боровиковского связывают с сентиментализмом? Согласны ли вы с таким утверждением? Есть ли в его творчестве черты барокко и классицизма? Как вы думаете, почему «Портрет М. И. Лопухиной» стал своего рода визитной карточкой художника?
  4. Почему памятник Петру I, выполненный Э. Фальконе, стал своеобразным символом Санкт-Петербурга? Каковы его историческая значимость и главные художественные достоинства?
  5. В чём заслуга Ф. И. Шубина — «первого статуйных дел мастера», «замечательного чародея формы, поэта изящного реализма»? Почему созданная им грандиозная портретная галерея сегодня воспринимается как обобщающий портрет эпохи XVIII в.? Каковы характерные особенности его творческой манеры?

Д. Г. Левицкий. Портрет Екатерины Ивановны Нелидовой. 1773 г. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Творческая мастерская

  1. Историк искусства М. В. Алпатов отмечал, что в знаменитом бюсте Петра I Б. К. Растрелли поднялся «до создания подлинно исторического портрета», отразив в нём противоречия и драматизм не только самой личности Петра I, но и всей его эпохи. Согласны ли вы с этим мнением? Какие черты личности русского императора подчёркнуты автором? В чём именно выразилось мастерство скульптора?
  2. Познакомьтесь с серией портретов воспитанниц Петербургского Смольного института благородных девиц. Какие качества их характеров стремился запечатлеть Д. Г. Левицкий? Как вы думаете, почему он использует жанр костюмированного портрета? В чём особенности его композиции и колорита?
  3. Известный историк искусства и живописец А. Н. Бенуа отмечал высокое колористическое мастерство В. Л. Боровиковского: «Любое его произведение способно доставить громадное наслаждение прелестной, им самим изобретённой гаммой... вызывает восхищение его умение разрешать «самые замысловатые», самые невозможные задачи составления красок». Попробуйте доказать справедливость этой оценки.
  4. Сравните портреты императора Павла I, выполненные живописцами И. Аргуновым, В. Боровиковским и скульптором Ф. Шубиным. Какие задачи ставил перед собой каждый из мастеров? О каких качествах российского императора стремились они рассказать зрителям?

Неизвестный автор. Бюст Павла I. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Классицистические тенденции в русском портрете»; «Сравнительный анализ портретов русских императоров»; «Образ дворянина в произведениях портретного искусства XVIII в.»; «Особенности женского портрета XVIII в.»; «Детский портрет в творчестве русских художников XVIII в.».

«Черты раннего сентиментализма в портретах Ф. С. Рокотова»; «Эволюция живописной системы Ф. С. Рокотова»; «Эмоциональный спектр портретной живописи Д. Г. Левицкого»; «Жанр костюмированного портрета в творчестве Д. Г. Левицкого»; «В. Л. Боровиковский и русский сентиментализм»; «Значение миниатюрных портретов В. Л. Боровиковского»; «Художественная роль пейзажа в произведениях В. Л. Боровиковского»; «Крестьянская тема в творчестве художников второй половины XVIII в.»; «Поэтизация образов в произведениях В. Л. Боровиковского».

«Особенности художественной манеры Б. К. Растрелли»; «Историческая значимость и художественные достоинства памятника Петру I Э. Фальконе»; «Традиции европейской пластики и национальное русское содержание в творчестве Ф. И. Шубина»; «История создания памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому И. П. Мартоса»; «Значение мастеров русского скульптурного портрета».

В. Л. Боровиковский. Портрет Павла I. 1800 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Книги для дополнительного чтения

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. М., 1978.
  • Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
  • Вагнер Л. А. Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. М., 1976.
  • Валицкая А. П. Д. Г. Левицкий. Л., 1985.
  • Доронина Л. Н. Мастера русской скульптуры XVIII—XX веков. М., 2008.
  • Евангулова О. С., Карев А. А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. М., 1994.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII в. М., 1999.
  • Калягина Н. В., Комелова Г. Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л., 1990.
  • Карев А. А. Классицизм в русской живописи. М., 2003.
  • Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1969. Т. 6.
  • Михайлова К. В. Ф. С. Рокотов. Л., 1971.
  • Петинова Е. Ф. Русские живописцы XVIII века. СПб., 2002.
  • С веком наравне. Книга о скульптуре. М., 1974. Т. 3.
  • Сучков С. В. Фёдор Степанович Рокотов. Л., 1976.
  • Шарандак Н. П. Русская портретная живопись Петровского времени. Л., 1987.
  • Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. М., 2005.
  • Яковлева Н. А. Федот Иванович Шубин. Л., 1984.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru