Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

11.2. Мастера скульптурного портрета

В начале XVIII в. в России работали в основном скульпторы-иноземцы. В их произведениях воплотились черты барочного парадного портрета, а также простота и ясность искусства классицизма. Выдающимся мастером монументально-декоративной скульптуры был итальянец Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744), отец прославленного архитектора, приглашённый из Франции в 1716 г. на государственную службу для прославления «деяний Петра». Свою деятельность он продолжил в эпоху царствования Анны Иоанновны (1693—1740), а затем Елизаветы Петровны (1709—1761/62). Самое замечательное в его творческом наследии — это парадные портреты коронованных особ, выполненные в стиле барокко.

Лучший из них — бронзовый бюст Петра I, в котором мастерски передан величественный образ российского императора. Ещё в 1719 г. Растрелли снял маску с лица живого Петра. Работая над бюстом Петра I, скульптор сохранил важнейшие черты его облика. Портрет изобилует множеством пышных деталей. Взметнувшиеся драпировки, латы, украшенные барельефами с изображением батальных сцен и самого царя. В облике Петра подчёркнуты ум, воля и энергия, особенно впечатляет его грозный, устремлённый вдаль взгляд.

Б. К. Растрелли. Петр I. Бронза. 1723—1730 гг. Государcтвенный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Хорошо известна выполненная им скульптурная группа императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. скульптура утратила чисто украшательский характер, в ней стали видеть одно из средств выражения нового художественного идеала, прославляющего гражданские доблести, военные подвиги и патриотизм.

В 1766 г. по приглашению императрицы Екатерины II для создания конного памятника Петру I прибыл французский скульптор Этьенн Морис Фальконе (1716—1791). Выполняя столь ответственный заказ, мастер отказался от канонизированного образа императора-победителя, окружённого аллегорическими фигурами добродетелей и славы. Он выразил в нём своё собственное понимание личности Петра — дальновидного правителя и прогрессивного преобразователя, сыгравшего решающую роль в исторической судьбе России. Он показал русского царя именно таким, каким воспринимали его просвещённая Россия и Европа. В письме к Д. Дидро он так объяснял свой авторский замысел: «Мой царь простирает свою благодетельную десницу над страной. Он поднимается на скалу, служащую ему пьедесталом, — эмблема преодолённых им трудностей».

Знакомый силуэт памятника, возвышающийся на Сенатской площади Санкт-Петербурга, давно уже стал своеобразным символом этого города, олицетворением противоречивой Петровской эпохи. Он хорошо обозрим со всех сторон и особенно эффектно смотрится на фоне голубого неба. Твердой и властной рукой могучий всадник усмиряет вставшего на дыбы коня на самом краю скалы, служащей ему постаментом. В уверенном жесте простёртой правой руки, обращённой в сторону моря, отвоёванного у шведов, слышатся известные пушкинские строки: «Здесь будет город заложён назло надменному соседу». Поза, жест руки, приподнятая голова всадника полны достоинства и величественной силы.

Э. М. Фальконе (при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева). Памятник Петру I («Медный всадник»). Бронза, гранит. Санкт-Петербург, 1768—1778 гг.

Голову Петра I исполнила талантливая ученица Фальконе Мари Анн Колло. Решая портрет в обобщенно-монументальных формах, рассчитанных на восприятие с дальнего расстояния, она придаёт лицу государя преувеличенно резкие черты. В его широко открытых глазах читаются властность и непреклонность характера.

Важной частью идейного замысла Фальконе является гранитный пьедестал конной статуи, выполненный из цельной монолитной глыбы, доставленной из окрестностей Петербурга и обработанной в форме морской волны. Скульптор продемонстрировал мастерское техническое решение памятника: он добился удивительной цельности и органического единства между всадником, конём и пьедесталом. Фигура коня опирается только на задние ноги. Змея, попираемая конём и олицетворяющая зависть и коварство, одновременно является и дополнительной точкой опоры для тяжёлой бронзовой композиции, в которой хвост лошади соединён с постаментом.

7 августа 1782 г. памятник Петру I был торжественно открыт на Сенатской площади. С тех пор он стал подлинным украшением города на Неве, знаменитым «Медным всадником», воспетым А. С. Пушиным:

        О мощный властелин судьбы!
        Не так ли ты над самой бездной
        На высоте, уздой железной
        Россию поднял на дыбы?

В это время в России появляются свои мастера, получившие образование в Академии художеств и за границей. Среди них следует назвать Ф. И. Шубина.

Федот Иванович Шубин (1740—1805) был сыном холмогорского помора. Как и его знаменитый земляк М. В. Ломоносов, он прошёл суровую школу жизни. Ещё в юности он овладел мастерством резьбы по кости. Благодаря ходатайству Ломоносова Шубин был отдан на учение в Петербургскую Академию художеств, а затем стажировался в Европе. Во Франции он увлёкся портретной скульптурой, а в Италии изучал искусство римского скульптурного портрета.

Каждая работа, выполненная этим замечательным скульптором, — свидетельство его огромного таланта. В обработке мрамора и бронзы он проявлял исключительное мастерство, находил выразительные приёмы для передачи тяжёлых и лёгких тканей костюма, ажурной пены кружев, мягких прядей причёсок и париков. Не случайно на надгробном памятнике Шубину сказано: «...и под его рукою мрамор дышит...»

Ф. И. Шубин. Автопортрет. 1790-е гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Но главное в творчестве великого мастера — лица его героев, в которых он умел остро и метко запечатлеть мимолётное выражение, мимику, взгляд, поворот, посадку головы. При этом скульптор никогда не останавливался на передаче внешнего сходства с моделью, его интересовал противоречивый и сложный внутренний мир человека. В каждом своём произведении он утверждал ценность человеческой личности. Никогда не повторяясь в выборе композиции, он сохранял особый ритмический рисунок. Его скульптуры всегда рассчитаны на рассматривание с различных точек зрения.

Ф. И. Шубин. Портрет М. В. Ломоносова. 1792 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ф. И. Шубин создал целую галерею портретов прославленных и менее известных особ эпохи Екатерины II: монархов и знатных вельмож, доблестных генералов и полководцев, высокопоставленных чиновников императорского двора и крупных промышленников. Его творческим кредо стали слова поэта Г. Р. Державина:

        Не титла славу нам сплетают,
        Не предков наших имена;
        Одни достоинства венчают
        И честь венчает нас одна...

Ф. И. Шубин обладал особым мастерством «истину царям с улыбкой говорить». В «Портрете Павла I» он смело разрушает каноны парадного репрезентативного портрета, показывая самодержца таким, каким он был в жизни. Круглые навыкате глаза, короткий вздёрнутый нос, чуть выступающая вперёд челюсть, выпяченная нижняя губа акцентируют внимание на том, как «замечательно нехорош» он был собой. Величие монарха подчёркнуто торжественным облачением.

Ф. И. Шубин. Портрет Павла I. Бронза. Фрагмент. 1800 г. Государствен нал Третьяковская галерея, Москва

В дальнейшем значительный вклад в развитие монументальной скульптуры внесли М. И. Козловский (1753—1802), Ф. Ф. Щедрин (1751—1825), И. П. Мартос (1754—1835) и Б. И. Орловский (1793— 1837).

В историю русского искусства скульптор Иван Петрович Мартос вошёл как непревзойдённый мастер мемориальной пластики, автор знаменитых надгробий в Александро-Невской лавре и парковых мавзолеях Павловска. Но особую известность и славу ему принёс памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, установленный на Красной площади в Москве в 1818 г. Сооружение памятника должно было увековечить освобождение Москвы в 1612 г. от польской интервенции. Впервые он возводился не в честь государственных деятелей или военачальников, а представителей русского общества, ставших воплощением гражданской доблести и патриотизма. Именно такими людьми и были Кузьма Минин, вдохновитель нижегородского ополчения, и князь Дмитрий Пожарский, возглавивший войско, изгнавшее польских захватчиков из Москвы.

И. П. Мартос. Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Бронза, гранит. Москва, 1804—1818 гг.

В разработке образов Минина и князя Пожарского скульптор мастерски сочетал черты античных героев с национальными особенностями русского человека. Монумент состоит из двух бронзовых фигур, помещённых на гранитном пьедестале прямоугольной формы, украшенном бронзовыми барельефами. Стоящий Кузьма Минин энергичным жестом правой руки указывает Пожарскому на Кремль, призывая его встать на защиту Отечества. Другой рукой он вручает князю большой боевой меч. Опираясь левой рукой на щит с изображением Спаса Нерукотворного, а правой придерживая рукоять меча, Пожарский, превозмогая боль от полученных ранений, собирается подняться со своего ложа.

В памятнике Минину и Пожарскому была заложена та высокая патриотическая идея гражданского долга и подвига во имя защиты Отечества, которая оказалась близкой и понятной каждому русскому человеку.

М. И. Козловский. Аякс, защищающий тело Патрокла. 1796 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В общем ансамбле с Покровским собором он воспринимается сегодня как один из ярких и незабываемых символов столицы нашей Родины.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru