Каким образом стиль барокко, проявившийся во многих видах искусства, отражал изменения в мировосприятии человека этого времени? Как на него повлияли научные открытия в области астрономии, географии? Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о времени и пространстве? Есть ли что-то общее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени?
Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи? Только ли удивить и восхитить зрителей призвано было искусство барокко? Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности» (П. Валери?
Французский драматург Эдмон Ростан (1868—1918 ) вложил в уста одного из персонажей своей знаменитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова:
Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,
У нас во всем расцвет — в искусствах и в науках.
Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?
М. Д. Пеппельман. Цвингер. 1697—1716 гг. Дрезден
Творческая мастерская
Как вы думаете, в чём выразился кризис идеалов эпохи Возрождения и каковы его главные причины? Насколько справедлива существующая точка зрения, что основы стиля барокко были заложены в эпоху Ренессанса? Какие основания были у некоторых исследователей для утверждений о существующей связи между барокко, античным эллинизмом и средневековым искусством? Сравните известные вам произведения этих эпох, попробуйте объяснить их сходство или различие.
Какое художественное развитие в эпоху барокко получила концепция «весь мир — театр»? Насколько созвучно искусство барокко творчеству английского драматурга Шекспира?
Испанское барокко XVII в. считают «золотым веком» в развитии культуры этой страны, а Веласкеса (1599—1660) — её гением. Познакомьтесь самостоятельно с произведениями Веласкеса. Попробуйте в них отметить характерные черты, присущие искусству барокко.
Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1659 г. Музей истории искусства, Вена
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»; «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII века»; «Искусство барокко — поиск единства в противоречиях жизни»; «Эстетические принципы барокко»; «Барокко и эллинизм»; «Искусство барокко и Средневековья: их общность и различия»; «Кризис идеалов Возрождения и искусство барокко»; «Взаимопроникновение и обогащение стилей в искусстве XVII—XVIII вв.»; «Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».
Книги для дополнительного чтения
Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII веков. М., 1988.
Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008.
Гёте И. В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание).
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II. М., 1990.
Европейская поэзия XVII века. М., 1977.
История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. М., 1995.
Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.
Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.
Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.