Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

10.1. «Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

        Весь город в плавных разворотах,
        И лишь подчёркивает даль
        В проспектах, арках и воротах
        Классическая вертикаль.
        И все дворцы, ограды, зданья,
        И эти львы, и этот конь
        Видны, как бы для любованья
        Поставленные на ладонь...

/Д. Самойлов. «Над Невой»/

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся официальностью, торжественностью и близостью к западноевропейской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Таврический дворец), Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, здание Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Д. Трезини. Здание Двенадцати коллегий. 1722—1734 гг. Санкт-Петербург

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец, созданный Иваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско-турецкой войне, предназначалась для торжественных праздничных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчленены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на лаконизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит нарядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

    «Пространное и великолепное здание не из числа обыкновенных... Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно» .

И. Е. Старов. Таврический дворец. 1783—1789 гг. Санкт-Петербург

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпуса были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

        Великолепные чертоги
        На столько расстоят локтях,
        Что глас трубы в ловецки роги
        Едва в их слышится концах.
        Над возвышенными стенами,
        Как небо, наклонился свод;
        Между огромными столпами
        Отворен в них к утехам вход.

О. Монферран. Исаакиевский собор. 1818—1858 гг. Санкт-Петербург

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжественно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования... там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеронова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооружения начала XIX в.: здания Адмиралтейства А. Д. Захарова (1761 — 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Казанский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монфер-рана (1786—1858). Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

Ч. Камерон. Дворец в Павловске. 1782—1786 гг.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамблей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, украшенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным центром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной аркой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реальностью: корабли «...со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства обветшало, требовалась его капитальная реконструкция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства. Свои задачи он видел в бережном сохранении первоначальной структуры здания, в разработке и уточнении плана архитектурного комплекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми некогда проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту — 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом города — столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, служащий основанием для лёгкой и изящной колоннады. Главный въезд осуществлялся через центральную башню, он был оформлен в виде триумфальной арки в честь русского флота.

А. Д. Захаров. Адмиралтейство. 1806—1823 гг, Санкт-Петербург

По обе стороны от центральной башни расположены два двенадцатиколонных портика, выдержанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, выходящую к Неве, Захаров украшает двумя павильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гармонии.

Ф. Ф. Щедрин. Морские нимфы у главных ворот Адмиралтейства. 1812—1813 гг. Санкт-Петербург

А. Д. Захаров тщательно продумал скульптурные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид монументального здания. Для этих целей были привлечены лучшие скульпторы того времени. Феодосий Фёдорович Щедрин (1751 —1825) изваял две группы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, — символ русского мореплавания, охватившего все океаны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Иван Иванович Теребенев (1780—1815) украсил здание двумя летящими фигурами Славы со скрещёнными знамёнами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец — символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять морскую державу России.

Казанский собор — одно из самых грандиозных по замыслу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Никифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украшением Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Павел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы новый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальянское творение на невские берега. Его оригинальный замысел отличался смелостью решения и выверенностью научных расчётов.

А. Н. Воронихин. Казанский собор. 1801—1811 гг. Санкт-Петербург

Гармоничны и легки пропорции центрального портика главного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего здания. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, прорезанный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купола были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 колонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно переходит в широкую площадь, сливающуюся с главной магистралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается широкими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли колонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был безупречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраняется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость декоративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н. Воронихину не удалось завершить строительство собора, но и то, что он успел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мастера.

К. Росси. Здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой площади. Санкт-Петербург

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петербург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено замечательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), создавшим ряд монументальных творений в стиле ампир.

К. Росси. Александринский театр. Санкт-Петербург

Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ансамбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определившие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Отечественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Росси оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамблей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru