Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 5

Вопросы и задания

  1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения?
  2. Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение он нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
  3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления?
  4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII — начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Творческая мастерская

  1. Музыковед Д. К. Кирнарская справедливо отмечала существующую связь мелодий К. Монтеверди с барочной архитектурой и живописью: «Мелодические лабиринты Монтеверди своими линиями — то изломанными и извилистыми, то как будто закрученными в узелки или выписывающими зигзаги, — напоминают вычурные узоры архитектурных фасадов XVII века, где лепестки цветов, гирлянды винограда и обнажённые амуры сплетены в пышном барочном орнаменте...» Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
  2. Послушайте произведения А. Вивальди — создателя барочного концерта (concerto grosso). Как вы думаете, почему И. С. Баху особенно нравились эти барочные концерты?
  3. Подготовьте программу тематического концерта «Музыкальная культура барокко». Какие произведения вы отберёте для этих целей? Почему?
  4. Подготовьте и проведите конкурс на лучшего знатока русской духовной музыки. Продумайте программу конкурса, отберите фрагменты музыкальных произведений, составьте вопросы и задания для участников конкурса.

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Своеобразие музыкальной культуры барокко»; «“Взволнованный стиль” К. Монтеверди»; «Оперное искусство итальянских композиторов (Фрескобальди, Скарлатти и Перголези)»; «Антонио Вивальди — создатель барочного концерта»; «В чём и как выразился высший расцвет свободной полифонии в творчестве Баха?»; «Шедевры органной музыки Баха»; «Библейское Слово в музыке Баха»; «Русская музыка барокко»; «Творчество М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского».

Книги для дополнительного чтения

  • Бах. Моцарт. Бетховен. Шуман. Вагнер. М., 1999. (ЖЗЛ. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
  • Вагнер Г. К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.
  • Великие музыканты Западной Европы: хрестоматия для учащихся старших классов / сост. В. Б. Григорович. М., 1982.
  • Запова Т. В. Зарубежная музыка XVIII — начала XIX века. М., 1976.
  • Кирнарская Д. К. Классическая музыка для всех: Западноевропейская музыка от григорианского пения до Моцарта. М., 1997.
  • Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII веков в ряду искусств. М., 1977.
  • Попова Т. В. Зарубежная музыка XVIII и начала XIX века. М., 1976.
  • Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001.
  • Рыцарева М. Г. Русская музыка XVIII века. М., 1987.
  • Рыцарева М. Г. Композитор Д. Бортнянский. Л., 1979. Рыцарева М. Г. Композитор М. Березовский. Л., 1973.
  • Тихонова А. И. Возрождение и барокко. М., 2003.
  • Швейцер А. И. С. Бах. М., 1966.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru