Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 28

Вопросы и задания

  1. Что, на ваш взгляд, отличает музыку С. С. Прокофьева? В каких жанрах им созданы выдающиеся произведения? Что вам известно об истории создания и постановках балета «Ромео и Джульетта» и оперы «Война и мир»? В какой мере созданная им музыка раскрывает художественный мир литературных шедевров?
  2. Какой вклад в развитие музыкальной культуры XX в. внёс Д. Д. Шостакович? Какие из его произведений вам особенно близки и интересны? Почему? Что вам известно о творческой судьбе отдельных произведений композитора?
  3. Какие художественные открытия в мире музыкальной культуры XX в. принадлежат А. Г. Шнитке?

Творческая мастерская

  1. Большой интерес представляет бардовская и авторская песня. Это особый музыкально-поэтический жанр городского фольклора, рассчитанный на непосредственное общение слушателей с автором. Познакомьтесь с творчеством её известных исполнителей: А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Городницкого, Н. Матвеевой, В. Долиной, Ю. Кима, В. Цоя, И. Талькова, А. Башлачёва. Как вы думаете, что важнее в авторской песне — слова или музыка? Почему в ней можно услышать живой отклик на проблемы, волнующие человека?
  2. Подготовьте репортаж об исполнителях авторской песни.
  3. Посмотрите один из фильмов, музыку для которого написал А. Г. Шнитке («Восхождение», реж. Л. Шепитько; «Комиссар», реж. А. Аскольдов; «Мёртвые души», «Маленькие трагедии», «Экипаж», реж. А. Митта; «Агония», реж. Э. Климов). Какую художественную роль выполняет музыка в этих кинофильмах?

Ю. Визбор

Б. Окуджава

В. Высоцкий

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Театральность балетной музыки С. С. Прокофьева»; «Музыкальные портреты героев балетной музыки С. С. Прокофьева»; «Тема любви и её развитие в музыке балета “Ромео и Джульетта” С. С. Прокофьева»; «С. С. Прокофьев и С. М. Эйзенштейн»; «Зримая образность музыки С. С. Прокофьева»; «Прокофьев и культура Серебряного века»; «Вокальный цикл Прокофьева на стихи А. А. Ахматовой».

«Шостакович: жизнь, судьба, творчество»; «Многогранность творческого дарования Шостаковича»; «Жанровый диапазон творчества Шостаковича»; «Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича — музыка борьбы и победы»; «История создания Седьмой симфонии Шостаковича»; «Особенности симфонического творчества Шостаковича»; «Новаторство и традиции в творчестве Шостаковича»; «Пушкинская тема в творчестве Шостаковича».

«Композиторы музыкального авангарда»; «Новые духовные горизонты в творчестве А. Г. Шнитке»; «Радикальное обновление музыкального языка в творчестве Шнитке»; «Творчество Шнитке и проблема сохранения духовного начала в человеке»; «Традиции и новаторство в творчестве А. Г. Шнитке».

«Феномен бардовской песни».

Книги для дополнительного чтения

  • Асафьев Б. В. Русская музыка XIX и начала XX в. Л., 1968.
  • Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / авт.-сост. Н. Е. Кутейникова. М., 1993.
  • Бэлза И. Ф. О музыкантах XX века. М., 1979.
  • Великович Э. И. Великие музыкальные имена. СПб., 2002.
  • Левая Т. Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.
  • Лукьянова Н. В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М., 1980.
  • Майер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. СПб., 1998.
  • Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М., 1997.
  • Морозов С. Сергей Прокофьев. М., 1967. (ЖЗЛ).
  • Нейгауз Г. Дмитрий Шостакович. М., 1967.
  • Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973.
  • Прокофьев о Прокофьеве: Статьи и интервью. М., 1991.
  • Розинер Ф. Я. Токката жизни: С. Прокофьев. М., 1978.
  • Савкина Н. П. Сергей Сергеевич Прокофьев. М., 1981.
  • Сергей Сергеевич Прокофьев. Книга для школьников / сост. О. О. Очаковская. М., 1990.
  • Третьякова Л. С. Дмитрий Шостакович. М., 1976.
  • Холопова В. Н., Чигарёва Е. И. Альфред Шнитке: Очерк жизни и творчества. М., 1990.
  • Шостакович Д. Д. О времени и о себе. М., 1980.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru