Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

27.1. Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин

В начале XX в. свои первые шаги делало отечественное кино. Это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Чёрном море, эпизоды последних лет жизни великого писателя Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой войны... В это же время начали снимать и игровое кино.

В 1908 г. предприимчивый журналист и фоторепортёр А. О. Дранков снял первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» на сюжет известной русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень...». Фильм снимался на натуре, в окрестностях Петербурга. На плоту среди пруда зритель видел актёров, наряжённых в театральные костюмы, плохо загримированных, с наклеенными бородами. Они неумело жестикулировали картонными кинжалами и кубками в руках, изображая ссору с атаманом, который их «на бабу променял». В финале в приступе ревности Стенька Разин бросал в «набежавшую волну» пленную персидскую княжну. Фильм «Понизовая вольница» имел огромный успех. Специально для него композитор М. М. Ипполитов-Иванов создал музыку, сопровождавшую демонстрацию фильма.

Фонограф с трубой и проекционный аппарат. Начало XX в. Национальный музей кино, Турин

Вслед за этим стали появляться новые кинематографические работы отечественных режиссёров: А. А. Ханжонкова, Я. А. Протазанова, Д. Вертова, Л. В. Кулешова, В. И. Пудовкина. Это было по преимуществу немое кино — фильмы по произведениям русской классики («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Станционный смотритель» и «Домик в Коломне» А. С. Пушкина, «Идиот» Ф. М. Достоевского, «Отец Сергий» и «Поликушка» Л. Н. Толстого и др.).

Кадр из фильма А. О. Дранкова «Понизовая вольница». 1908 г.

Настоящим открытием кинематографа стал фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна (1898—1948) «Броненосец “Потёмкин”» (1925), созданный к двадцатилетию первой российский революции. До сих пор этот фильм, получивший огромное количество международных призов, дипломов и наград, возглавляет список «лучших фильмов всех времён и народов».

С. Эйзенштейн за монтажным столом

В фильме были воссозданы исторические события нескольких дней на броненосце Черноморского флота «Князь Потём-кин-Таврический». Он начинался со сцены возмущения моряков из-за несъедобного борща и попытки офицеров расправиться с зачинщиками. В ходе бунта был убит вожак матросов Вакулен-чук. Тогда матросы бросили за борт враждебно настроенных офицеров. Волнения на корабле перенеслись в Одессу, где разыгралась настоящая человеческая драма.

В сцене расстрела на одесской лестнице видны две противоборствующие силы: солдаты-каратели и мирные жители города. В размеренном и неотвратимом механическом движении сверху вниз солдаты спускались с винтовками наперевес. Зритель не видел их лиц: фигуры были сняты со спины. На экране то и дело мелькали их сапоги, снятые крупным планом. Раздался первый залп, толпа людей пришла в беспорядочное движение. Камера оператора Э. Тиссе и его ассистентов Г. Александрова и М. Штрауха снимала выразительные детали, которые запоминались на всю жизнь. Молодая мать несла на руках мёртвого ребенка, через мгновение, сражённая пулей, она падала на ступени. Крупным планом зрителю было показано её окровавленное лицо с разбитым стеклом пенсне, убитый ребёнок под ногами карате-лей... А затем самая знаменитая деталь: детская коляска стремительно катилась вниз по ступеням лестницы.

Кадр из фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». 1925 г.

В этом фильме Эйзенштейн создал трагически обобщённый художественный образ народного бунта: под прицелом безмолвствующих пушек, ранее получивших приказ стрелять по мятежному броненосцу, «Потёмкин» гордо проходил сквозь вооруженную армаду. На его высокой мачте развевался красный флаг! (В первой копии все 108 кадров были раскрашены от руки.) Его эмоциональное воздействие было так велико, что у зрителей не оставалось сомнения в победе мятежного корабля.

А. М. Лавинский. «Броненосец “Потёмкин”». Плакат. 1926 г.

Эйзенштейн внимательно следил за новейшими достижениями мирового кинематографа: они пригодились ему во время съёмок фильма. Но он осуществил немало собственных экспериментов. Благодаря набору объективов он снимал общие планы, не отвлекая при этом участников массовок. Одним из первых он применил на натурных съёмках зеркальные отражатели. Но главное завоевание Эйзенштейна — это искусство монтажа. Используя опыт Гриффита, он пошёл значительно дальше американского режиссёра. Монтаж позволял ему ускорять, замедлять, растягивать и концентрировать продолжительность сцены. Бесконечно медленно тянулось мгновение, когда раздавалась команда о расстреле безоружных матросов. Бесконечно медленно шагали солдаты по одесской лестнице. И как быстро осуществлялась расправа с офицерами на корабле, паника, а затем расстрел женщин и детей на лестнице. Впоследствии это важнейшее открытие Эйзенштейна использовали многие режиссёры мира.

Ч. С. Чаплин

Величайшим открытием мирового немого кино стало творчество «короля комедии» Чарлза Спенсера Чаплина (1889— 1977). С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей. Блистательный успех Чарли Чаплина был определён сочетанием трагического и комического, серьёзного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, кокетливыми усиками щёточкой, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрёпанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках. Вот как он сам говорил о внешнем облике своего героя в книге «Моя биография»:

    «Этот костюм помогает мне выражать мою концепцию человека улицы: всё равно какого — ну хоть меня самого. Котелок очень маленький — это усилие казаться достойным, заслуживающим внимания, усики говорят о некотором тщеславии. Узкий застёгнутый пиджачок, тросточка и все манеры создают впечатление галантности, живости, небрежности. Он пытается быть мужественным перед лицом судьбы, но может и пыль в глаза пустить. Он готов и посмеяться над собой, и пожалеть о своей участи».

Легендарный персонаж Ч. Чаплина

С помощью мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьёзную, ситуацию.

Герой Чарли Чаплина не был раз и навсегда сложившимся персонажем. На киноэкране он прошёл определённую эволюцию. Из незатейливого комика он постепенно превратился в незащищённого, легкоранимого человека. В нём всё больше ощущался разрыв между миром собственных чувств и окружающей действительностью. Бедный и бесприютный бродяга, всерьёз считавший себя джентльменом, оказывался гораздо богаче и человечнее многих респектабельных буржуа. Он спасал ребенка-подкидыша от голодной смерти («Малыш», 1921), одержимо искал золото на Клондайке («Золотая лихорадка», 1924), помогал прозреть слепой девушке, продавщице цветов («Огни большого города», 1931), самоотверженно боролся за выживание в эпоху экономического кризиса («Новые времена», 1936), обрушивался на пришедшего к власти Гитлера («Великий диктатор», 1940).

Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах:

    «Я понимал, что мне навсегда придётся расстаться с образом моего бродяги. Кое-кто говорил, что бродяга мог бы заговорить. Но это было немыслимо: как только он сказал бы хоть единое слово, он стал бы другим человеком: форма, в которой он был отлит, была так же безгласна, как его лохмотья».

С киноэкранов звук зазвучал ещё на рубеже 1920—1930-х гг. У зрителей, привыкших к титрам (т. е. надписям), к комментариям специальных актёров за экраном, к музыке тапёров или целых оркестров, сопровождавших демонстрацию фильма, появилась возможность услышать живой звук, синхронно звучащую с игрой речь актёров.

Ч. Чаплин в фильме «Золотая лихорадка». 1925 г.

Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г. Движение губ известного эстрадного певца совпадало со словами. Но более всего зрители были потрясены эпизодом, в котором певец, оборачиваясь к матери, произносил коротенькую фразу: «Вы ещё ничего не слышали». Это была сенсация, публика бросилась в кинотеатры, чтобы услышать эти слова. Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов.

Первым отечественным звуковым фильмом стала «Путёвка в жизнь» (1931) режиссёра Николая Экка. Звук в нём был записан неумело, актёры произносили слова нарочито медленно, подчёркивая интонации и акцентируя внимание на каждой букве в слове. Кроме речи актёров, в фильме звучали усиленный шум шагов, пение птиц, кваканье лягушек... Казалось, режиссёра привлекала сама возможность воспроизводить звуки на экране. Эпоха «великого немого» приближалась к концу.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru