Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

26.2. «Эпический театр» Б. Брехта

Ярким явлением театрального искусства XX в. стал «эпический театр» немецкого драматурга Бертольта Брехта (1898— 1956). Из арсенала эпического искусства он использовал многие способы — комментирование события со стороны, замедление хода действия и его неожиданно быстрый новый поворот. В то же время Брехт расширил драму за счёт лирики. В спектакль включались выступления хора, пес-ни-зонги, своеобразные вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы. Особой популярностью пользовались зонги на музыку Курта Вейля к спектаклю «Трёхгрошовая опера» (1928) и Пауля Дессау для постановки пьесы «Мамаша Кураж и её дети» (1939).

Б. Брехт

В спектаклях Брехта широко использовались надписи и плакаты, которые выполняли задачу своеобразного комментария к действию пьесы. На экран могли проецироваться и надписи, «отчуждающие» зрителей от непосредственного содержания сцен (например, «Не глазейте так романтично!»). То и дело автор переключал сознание зрителей с одной действительности на другую. Перед зрителем представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. Этот эффект в театральной системе Брехта получил название «эффект очуждения» (люди и явления представали перед зрителем с самой неожиданной стороны). На месте тяжёлых занавесов был оставлен лишь небольшой кусок ткани, чтобы подчеркнуть, что сцена не особое магическое место, а лишь часть повседневного мира.

Сцена из спектакля Б. Брехта «Кавказский меловой круг». 1954 г.

Театральная система Брехта складывалась на протяжении тридцати лет, постоянно уточняясь и совершенствуясь. Основные её положения можно представить в такой схеме:

Драматический театр

«Эпический театр»

1. На сцене представляется, вызывает у зрителя сопереживание

1. На сцене рассказывают о событии

2. Вовлекает зрителя в действие, минимизирует его активность

2. Ставит зрителя в положение наблюдателя, стимулирует его активность

3. Пробуждает эмоции у зрителя

3. Заставляет зрителя принимать самостоятельные решения

4. Ставит зрителя в центр событий и вызывает у него сопереживание

4. Противопоставляет зрителя событиям и заставляет его изучать их

5. Возбуждает у зрителя интерес к развязке спектакля

5. Вызывает интерес к развитию действия, к самому ходу спектакля

6. Обращается к чувству зрителя

6. Обращается к разуму зрителя

Сцена из спектакля Цж. Стрелера «Фауст». «Пикколо театр», Милан

Созданный в 1949 г. театр «Берлинер ансамбль» до сих пор остаётся одним из театров, которые влияют на развитие театральной культуры в мире. Так, художественные принципы «эпического театра» Брехта развивали многие режиссёры разных стран. В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921—1997) в миланском «Пикколо-театре» (1947). В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе», 1996—1997). Несмотря на своеобразную и во многом полемическую трактовку пьес, в них всё же заметно влияние «эпического театра» Брехта.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru