Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Тема 7. Сердце Святой Руси

        Где есть народ в краях вселенны,
        Кто б столько сил в себе имел:
        Без помощи, от всех стесненный,
        Ярем с себя низвергнуть смел...
        О кровь славян! Сын предков славных!
        Несокрушаемый колосс!
        Кому в величестве нет равных,
        Возросший на полсвете росс!

        /Г.Р. Державин/

        Нет тебе на свете равных,
        Стародавняя Москва!
        Блеском дней, вовеки славных,
        Будешь ты всегда жива!..
        Здесь, как было, так и ныне
        Сердце всей Руси святой,
        Здесь стоят ее святыни
        За Кремлевскою стеной!

        /В.Я. Брюсов/

Не раз повторяли наши отцы и деды известные строки из «Евгения Онегина», повторяем их и мы, вкладывая в само слово «Москва» особый смысл. В нем сплелись и чувство гордости за великое прошлое древней столицы, и боль за недавнее разрушение ее святынь, и надежда на возрождение Москвы как центра российской духовной мощи:

        Москва... Как много в этом звуке
        Для сердца русского слилось
        Как много в нем отозвалось!

В «сердце русском» из века в век складывалось убеждение: «Жива Москва — жива Россия». Ассоциация Москвы с огромной Россией не случайна. Ведь именно на Москве-реке в XIV в. забрезжил рассвет новой русской государственности и новой национальной культуры. Но сначала вспомним некоторые факты более ранней истории.

В 1223 г. на реке Калке случилось первое поражение русских войск в битве с ордынскими завоевателями. Чуть позже, зимой 1237 г., мощная армия хана Батыя, внука Чингисхана, вторглась в Рязанское княжество и захватила его. В 1240 г. пал Киев.

Татаро-монгольское нашествие резко затормозило естественное развитие русской национальной культуры. Ордынское иго казалось современникам Божьей карой. Кочевые племена, стоящие на более низкой ступени общественного развития, были необычайно жестоки. Они беспощадно выжигали непокорные города и села, разрушали памятники архитектуры, а с ними гибли тысячи рукописных книг с живописными миниатюрами и записями знаменных распевов, сотни тысяч икон, произведения прикладного искусства. Русское общество оказалось неспособным сопротивляться столь нежданному бедствию. Должно было пройти время, чтобы идеалы возрождения государства и объединения удельных земель овладели умами и сердцами русских людей.

Источники XIII в. невольно передают то ощущение неуверенности, страха и хаоса, что охватило русские княжества. Великокняжеский престол переходил из рук в руки. Столицей считались то Владимир на Клязьме, то Кострома, то Переяславль-Залесский, то Тверь. И лишь начиная с Ивана I Калиты, правящего с 1328 по 1340 г., титул Великого князя закрепился за князьями Москвы*.


* Позднее Иоанн IV Грозный (1533—1584), сохраняя титул Князя московского, 16 января 1547 г. был наречен русским царем. С тех пор все русские государи (до последнего императора Николая II) имели в своем полном звании титул Царя Московского.


Проблема «выжидания» русской художественной культуры в условиях ордынского ига — особая тема. Сегодня скрестились противоположные точки зрения ученых по этому поводу. Одни из них считают, что ордынское нашествие оградило культуру Руси от более серьезных неприятностей, грозящих с Запада. Другие же традиционно признают ордынское иго национальным бедствием для русского народа. Историческую истину в столь отдаленном от нас времени искать достаточно сложно. Поэтому мы, избегая субъективных оценок, обратимся к первоисточникам — литературным памятникам, донесшим до нас живое слово свидетелей тех грозных лет.

Чувство протеста против поработителей и любовь к родной земле — вот что объединяло усилия деятелей религии и культуры XIII в., оставшихся единственными хранителями национальных традиций. Об этом свидетельствуют прекрасные литературные памятники — повести о нашествии ордынцев на Русь.

Первому кровопролитному столкновению русских воинов с ордынскими завоевателями посвящена «Повесть о битве на Калке», написанная между 1223 и 1228 гг. Повесть отражает взгляды простых людей на нежданную беду, которую послал Бог на народ Руси в обличье неизвестного дотоле многочисленного врага. Автор сообщает об уничтожении малых народов, соседствующих с русскими землями, — ясов, обезов, касогов, половцев. Кстати, именно по просьбе разбитых половцев русские князья решаются выступить против Орды. Однако отсутствие взаимовыручки помешало им победить врага. В повести рассказано, что станы русских не успели «исполчиться противу татар» и обратились в бегство. Князь же киевский Мстислав, «видя се зло, не движеся с места». Все русские войска были разбиты. Князь Мстислав с другими князьями был раздавлен дощатым помостом, на котором пировали опьяненные кровью завоеватели.

«Повесть о битве на Калке» долго хранилась в памяти народа. Она неоднократно переписывалась и редактировалась в разных летописных сводах. Ее образы служили живым укором тем древнерусским властителям, что не сумели объединиться во имя великой цели спасения Родины.

Пожалуй, самым эмоциональным откликом современника на события Батыева нашествия на Русь является знаменитая «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Повесть...» не исторический документ, в ней действуют и борются с врагом многочисленные герои, на самом деле не участвовавшие в рязанской битве. Автор создает обобщенный образ единения всех выдающихся воинов во имя спасения Рязани. В повести воспевается беспредельное мужество наших предков, среди которых бессмертный Евпатий Коловрат, словно былинный богатырь сражающийся с бесчисленными воинами Батыя. Многие строки этого сочинения проникнуты глубокой скорбью по безвинно погибшим жителям Рязани: «Не оста во граде ни един живых: вси равно умроша и едину чашу смертную пиша».

Кочевая Золотая Орда надолго осела на территории русских княжеств. Она была измотана неожиданным упорным сопротивлением народа и не осуществила заветной цели покорить Европу. Здесь уместно вспомнить А.С. Пушкина, четко выразившего мысль об исторической миссии нашей страны: «России определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего Востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»*


* Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 10 т. М.; Л., 1949. Т. IX. С. 268.


Грабя славянские города и села, кочевники одновременно вели хитрую политику, разжигая междоусобицы, стравливая князей в разорительном самоуничтожении. Литература этой поры обращается к образам сильных и мудрых правителей, среди которых возвышается фигура Александра Невского, возглавившего борьбу Руси с немецко-шведскими захватчиками. Ему, великому государственному деятелю, сумевшему поддержать мирные отношения с Золотой Ордой и отстоять северные территории, позднее признанному Православной церковью великим христианским святым, посвящена «Повесть о житии Александра Невского».

«Повесть о житии Александра Невского» была создана не только во славу Великого князя, но и с определенной политической целью: автор сумел показать, что, несмотря на подчинение Орде, на Руси остаются люди, способные противостоять врагам, быть храбрыми и мужественными, не щадить сил во имя будущего освобождения.

И все же мистический страх русского общества перед непобедимыми ордынцами стал слабеть лишь после победы на Куликовом поле в 1380 г. К этому времени Москва становится центром русских земель, и это не случайно. В отличие от других княжеств, заботившихся прежде всего о собственной независимости, Москва выдвинула совершенно новую «программу» — объединение русских земель, восстановление мощной государственности. Смелая идея нашла достойных героев. Мы уже говорили о новом статусе великих московских князей, здесь же укажем, что при Иване Калите в Москву была перенесена кафедра митрополита всея Руси. Постепенно Москва становится центром развития храмовой художественной культуры, отмеченной законом творческого вдохновения и подъема национального самосознания.

Взлет русской культуры принято считать Предвозрождением. Почему? Напомним, что для Западной Европы этот этап естественно перешел в Возрождение, которое было символом воспоминаний об античности. В Древней Руси не было условий для Возрождения хотя бы потому, что период секуляризации (обмирщения)* культуры еще не наступил. Вместе с тем искусство XIV—XVI вв. явственно ориентировалось на возвращение к истокам, на новый идеализированный образ домонгольской Киевской Руси — своеобразную русскую «античность». Рост национального начала, соединенный с обращением к трепетной человеческой душе, вызвал к жизни непревзойденные образцы искусства, с полным правом отнесенные к периоду русского Предвозрождения.


* Секуляризация — отход от церковного влияния в общественной жизни и художественном творчестве.


Правда, психологические элементы творчества этой эпохи были достаточно своеобразными. Диктат «мистического реализма» требовал осмысления в художественном произведении прежде всего внутреннего религиозного смысла явлений. В нем весьма важным становится передача отдельных эмоциональных состояний героев. Однако чувства еще не составляют характера. В литературе, например, по-прежнему существует категоричное деление героев на добрых и злых. И все же шаг на пути к великой психологической русской словесности был сделан. Первые ростки предвозрожденческого художественного мышления вошли в сочинениях русских писателей достаточно рано — в конце XIV в. В это время собираются многочисленные летописные своды, редактируются местные рукописи. Летописи по каплям «собирают русскую историю». Они включают в новые собрания различные по происхождению и времени создания повести, жития святых, публицистику.

Особое место в литературе конца XIV—XV в. занимают памятники Куликовского цикла, отразившие реакцию современников на грандиозное событие в жизни Руси. Непосредственный отклик на великую победу воплощен в «Задонщине». Сочинение замечательно тем, что весь его текст соотнесен с древнейшим первоисточником — «Словом о полку Игореве». Причем автор, не подражая стилю «Слова...», сознательно сопоставлял прошлое и настоящее. «Задонщина» — своеобразная «песнь победная» нового периода русской истории. В произведении ярко выражена главная идея, будоражившая мыслящих людей Древней Руси, — единения русских земель вокруг Москвы, восстановления государственности и независимости.

Удивительно теплые и простые слова нашел автор «Задонщины» для выражения чувства любви к родной земле: «Как милый младенец у матери своей земля Русская: его мать ласкает, а за баловство розгой сечет, а за добрые дела хвалит. Так и Господь Бог помиловал князей русских, великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, Дона и Днепра, на поле Куликовом, на речке Непрядве».

Поэзией народного творчества овеяны многие образы «Задонщины»: «Вот уже, братья, подули сильные ветры с моря к устьям Дона и Днепра, принесли грозные тучи на Русскую землю, из них выступают кровавые зарницы, и в них трепещут синие молнии. Быть стуку и грому великому на речке Непрядве, меж Доном и Днепром, покрыться трупами человеческими полю Куликову, потечь кровью Непрядве-реке!»

Как хотелось бы назвать автора этих строк! Однако достоверных сведений о нем нет. Принято считать, что создал «Задонщину» Софо-ний Рязанец, имя которого упоминается и в самом тексте произведения. Но точными данными наука не располагает. Очевидно, что человек, создавший столь прекрасный текст, был и образован, и умен. Он отстаивал самую передовую политическую идею своего времени — объединение русских земель вокруг Москвы.

Художественное наследие России

Защитники земли русской в литературе и иконописи

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

 

Икона святого благоверного князя Александра Невского.

Битва на Куликовом поле. Миниатюра из лицевого летописного свода. XVI в.

 

Поединок инока Пересвета и татарского богатыря Темир-Мурзы. Миниатюра из лицевого летописного свода. XVI в.

Князь Дмитрий Донской. Фреска Архангельского собора Московского кремля. XVII в.

 

Оборона Москвы от войск Тохтамыша. Миниатюра из лицевого летописного свода. XVI в.

Фрагмент 1

«И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египет, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона... <...>

Немцы же дерзкие, соединились и сказали: “Пойдем, и победим Александра, и захватим его”. Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов <...> Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо оно покрылось кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их как по воздуху, и некуда было им скрыться». (Цит. по: Древнерусская литература. Сост. Е.Б. Рогачевская. М., 1993. С. 138, 141 —142).

Фрагмент 2

«Уже те соколы и кречеты, белозерские ястребы скоро за Дон перелетели и ударились о многие стада гусиные и лебединые. Это перевезлись и наехали сыновья русские на сильную рать татарскую, ударились копьями гибельными о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом, на речке Непрядве.

Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью политы. Сильные полки сходились вместе, протоптали холмы и луга, возмутили реки и озера. Кликнуло диво в Русской земле, велит послушать разным землям, ударила слава к Железным воротам, к Риму и к Кафе по морю, и к Тырному, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом.

Тогда сильные тучи сходились вместе, а из них часто сияли молнии, громы гремели великие. Это сходились русские сыновья с погаными татарами за свою обиду, а у них сияют доспехи золоченые. Гремели князья русские мечами о шлемы хиновские» (Задонщина // Древнерусская литература / Сост. Е.Б. Рогачевская. М., 1993. С. 167).

Фрагмент 3

«Святые “благоверные” князья составляют особый, весьма многочисленный чин святых в русской церкви. <...>

Церковь чтит в них если не государей, то национальных деятелей, народных вождей. Их общественный (а не только личный) подвиг является социальным выражением заповеди любви. Венцом общественного служения является жертвенная смерть. Герой-воитель всегда готов стать старостерпцем, высшим выразителем княжеской святости». (Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1999).

Подробным, в некоторых фрагментах почти документальным «историческим отчетом» о событиях на речке Непрядве является «Сказание о Мамаевом побоище». Создано оно в первой четверти XV в. Многие факты Куликовской битвы и предшествующие ей события стали известны нам именно благодаря этому сочинению. В «Сказании...» дается описание подготовки к походу против орды, в подробностях описана и сама битва. Автор повествует и о поединке русского богатыря, инока Пересвета с татарским воином, и о ранении великого князя Дмитрия Ивановича. Главным героем сказания является сам великий князь. Автор рисует Дмитрия Ивановича мудрым и светлым человеком, мужественным воином. Остальные русские князья, участвующие в битве за землю Русскую, показаны как его младшие братья, верные помощники. Следует добавить, что автор «Сказания...» хорошо знал «Задонщину» и использовал в своем тексте ее поэтические образы. Обратим внимание на контрастное сопоставление образов ордынцев и самого Мамая с образами русских воинов. Орда представлена в сочинении как олицетворение злобной дьявольской тьмы, победить которую помогают небесные силы, вставшие на сторону борцов за правое дело.

К памятнику Куликовского цикла примыкает большая летописная «Повесть о нашествии Тохтамыша на Москву», по времени написания совпадающая с летописной повестью о Куликовской битве и созданная в том же кругу книжников. Рассказывает она о событиях, случившихся уже после Куликовской битвы, — набеге и разорении Москвы жестоким ханом Тохтамышем. В 1382 г. ордынское войско осадило столицу, однако взять Москву не удалось. На четвертый день осады ордынцы убедили жителей города (князя Дмитрия Ивановича в Москве не было, он уехал собирать рать) открыть ворота, обещая «мир и любовь». Однако, ворвавшись в город, ордынцы сожгли Белокаменную, уничтожили многих ее жителей. Неизвестный автор «Повести...» красочно описывает эти трагические события, сочетая рассказ о них с назидательными оценками происходящего. Героями повести названы простые люди, которые не устрашились врагов. Среди них горожанин Адам, по профессии суконщик, оказавший героическое сопротивление ворвавшимся в Кремль ордынским грабителям.

Одним из основных литературных жанров эпохи Предвозрожде-ния остается житийная литература. Именно в ней и расцветает экспрессивно-эмоциональная образность, соответствующая новым тенденциям развития художественной культуры Московской Руси. У истоков нового стиля стояли такие выдающиеся книжники, как митрополит Киприан (болгарин по происхождению) и Пахомий Логофет (из греков). Наиболее известным сочинением Киприана было «Житие митрополита Петра». Среди творений Пахомия Логофета лучшим считается «Житие Кирилла Белозерского». Эти авторы оказали большое влияние на развитие русского литературного языка.

И все же в наиболее совершенном виде новый стиль словесной похвалы представлен у другого писателя — Епифания Премудрого. Его имя в истории навечно сплетено с именем другого великого сына Русской земли — Сергия Радонежского. Об этом — в следующей теме.

Вопросы и задания

  1. Какие исторические события предшествовали образованию Московского государства? Почему выжила русская художественная культура в условиях феодальной раздробленности и ордынского ига? Какова роль православной веры в сохранении высоких традиций русского храмового искусства?
  2. Расскажите о литературных памятниках Куликовского цикла. О каком важном событии в истории нашего народа повествуют эти произведения? Правдивы ли образы литературных героев в произведениях Куликовского цикла?
  3. Перескажите содержание «Повести о житии Александра Невского». Как изображен в этом сочинении главный герой?
  4. Почему Москва стала центром Руси? Отражают ли произведения искусства XIV в. процесс объединения русских земель в единое государство?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru