|
|
Учебник для 8 класса МУЗЫКАМузыка, в храмовом синтезе искусствОбраз России с древних времён ассоциировался с церковью, с колокольным звоном, с церковным пением. Храмовый синтез искусств — взаимодействие слова, иконописи, хорового пения, архитектуры, внутреннего убранства помещений, в которых совершаются религиозные обряды, — глубоко воздействует на человека, его чувства, эмоции и мысли.
Важнейшей особенностью православного богослужения является хоровое пение без сопровождения (a capella). Оно сопровождает все части службы: литургию (обедню), вечерню и утреню (в канун больших праздников — всенощное бдение). Каждому событию годового богослужебного цикла соответствует свой круг песнопений — восьмигласие — цикл напевов (гласов), смена которых происходит на воскресной всенощной службе.
В православном богослужении до XVII в. господствовало одноголосное пение — знаменный распев, на смену которому пришло многоголосие. Во второй половине XVIII века получил распространение духовный концерт — многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами изложения, образцы которого представлены в творчестве М. Березовского и Дм. Бортнянского.
Самой простой манерой исполнения богослужения является чтение нараспев Евангелия и Пророчеств (псалмодия), а самым торжественным песнопением службы — кондак, широкий распев, украшенный мелодическими вставками, в которых строфы, исполняемые солистом, перемежаются хоровыми рефренами. Наряду с кондаком распространены такие жанры, как тропарь, стихира, величание — песнопения, выражающие содержание праздника, главные черты события или прославляющие святых. Церковные напевы — плавные, спокойные, либо гимнического характера, обычно небольшого диапазона — позволяют верующим сосредоточиться на текстах Евангелия. В церковном пении слышатся искренность, чистота и возвышенность чувств. Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский писал: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, не удаляет от земли ... как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное пение».
|
|
|