Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

«Судьба человеческая, судьба народная»

В III действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые доказано столкновение с врагами мужественного русского крестьянина. Драматургически оно усилено контрастным сопоставлением музыкальных тем.

В избе Сусанина Ваня, его приемный сын, поет незатейливую песню, полную нежности и благодарности к отиу. К пению Вани присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край.

Вдруг в мирную обстановку крестьянского дома вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который, прощаясь с детьми, дает им понять, что никогда не вернется домой.

Драму душевных переживаний передает романс Антониды («Не о том скорблю, подруженьки»), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.

Драматизм усиливается в IV действии оперы, в котором последовательно раскрывается борьба двух сил. В сцене у монастырского посада Ваня пытается разбудить спящих ополченцев. чтобы сообщить им о приходе поляков.

Ваня - Т. Синявская, И. Сусанин - Е. Нестеренко

 

Антонида - Е. Руденко

  • Спойте мелодию рондо Антониды и сравните ее с мелодией романса. Послушайте эти фрагменты оперы. Какие черты характера Антониды открываются вам при сравнении рондо и романса?
  • Как композитор передает взволнованность Антониды, ее тревогу за судьбу отца? о На чем основана драматургия III действия?
  • Спойте по нотной записи две мелодии-характеристики Вани из III и IV действий оперы. Почему композитор, создавая его образ, обратился к таким разным интонациям? Какие черты характера Вани проявляются в этой музыке?
  • Послушайте песню и арию Вани. Как развитие его образа связано с драматургией оперы в целом?
  • Какими знакомыми вокальными жанрами нарисованы музыкальные портреты Вани и Антониды?
  • Спойте знакомые вам современные песни героического характера, созвучные образам оперы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru