>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 5 П. Чайновский

В Подмосковье, в имении Фроловском, среди полного одиночества, в окружении родной природы возник у Петра Ильича Чайковского (1840—1893) замысел его новой симфонии — Симфонии № 5.

П. Чайковский

В годы, предшествующие созданию этой симфонии, в дневнике композитора появилась запись: «Жизнь проходит, идет к концу, - а я ни до чего не додумался... Так ли я живу, справедливо ли поступаю?» Мучившие Чайковского вопросы бытия находят выход в крупных симфонических произведениях, которые он рассматривал как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами».

Для своей симфонии композитор выбрал близкую ему тему — борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью. Эту тему воплощали в своих сочинениях и другие композиторы, например, Л. Бетховен — в Симфонии № 5, К. Орф — в кантате «Кармина Бурана».

В Симфонии № 5 П. Чайковского четыре части. В ней переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени. Композитор ведет слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.

Одним из приемов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ - образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловеще-трагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» — так определил композитор ее смысл. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. В побочной партии (после долгих поисков нужного образа — призыв. вопрос, мольба) появляется светлая тема в вальсовом ритме. В разработке постоянно чередуются два типа развертывания мысли — краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъем и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчеркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

  • Послушайте 1-ю часть Симфонии в записи. Запишите в «Творческой тетради» свои впечатления о каждом музыкальном образе-теме, определив их характер, жанровую принадлежность, особенности музыкального языка.
  • К каким разделам 1-й части Симфонии подходят следующие характеристики: сосредоточенная тягостная мысль, робкий трепетный бег, отсутствие равновесия и спокойствия, скрещивание и борьба основных тем-мыслей, длительный подъем, нарастание, взрыв?
  • Послушайте фрагменты других частей Симфонии. Каким образом вы распределили бы эти темы между 2, 3 и 4-й частями? Если бы вы были композитором, то к какому завершению Симфонии привели бы музыкальное развитие? Аргументируйте свое мнение,
  • Сравните окончания финалов двух симфоний - Симфонии № 5 Бетховена и Симфонии № 5 Чайковского. В чем сходство (или различие) в выражении композиторами идеи своих сочинений?

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru