Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта

Творчество австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828) называют зарей романтического направления в музыке. Первоначально романтическими называли сочинения, написанные на романских языках — итальянском, французском и пр. Так родились жанры: литературный — роман, музыкальный — романс. Свое отношение к жизни художник-романтик выражает через лирику чувств и переживаний обычного человека и находит для этого новые формы, передающие непосредственность высказывания.

С Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры. На протяженки жизни он создал более 600 песен. Их форма (обычно куплетная или куплетно-вариационная) всегда определяется «движением» музыкально-поэтического образа. Для многих песен композитора характерно сквозное драматическое развитие. Художественное целое создают мелодии, оттеняюшие все нюансы текста, и выразительное развернутое сопровождение.

Ф. Шуберт

  • Спойте главные мелодии вокальных сочинений Ф. Шуберта: «Баркаролы», «Аве, Марии», «Форели». «Лесного царя». Какие образы запечатлены в этих произведениях? Какие чувства выражает каждое из них?
  • Спойте не знакомые вам мелодии Шуберта по нотной записи. Какое чувство выражает каждая из них? Как вы думаете, это мелодии песен или темы произведения крупной формы - концерта или симфонии?

Благодаря Шуберту появился новый тип лирико-драматической симфонии. Одним из шедевров мировой музыкальной культуры стала его Симфония № 8. «Я пел песни и пел их много лет. Когда я пел о любви, она приносила мне страдания, когда я лел о страдании — оно превращалось в любовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу». - писал Ф. Шуберт. Эта идея и определила содержание Симфонии № 8. Она явилась обобшением образов вокальных сочинений композитора, разросшимся до значения жизненно важных проблем: человек и судьба, любовь и смерть, идеал и действительность.

Симфонию N° 8 современники Шуберта назвали «Неоконченной» потому, что она имела не четыре части, как симфонии композиторов-классиков, а всего две.

1-я часть Симфонии написана в сонатной форме. Сосредоточенная тема вступления — это своеобразный эпиграф сочинения. Давая стимул к развитию, она неоднократно повторяется в 1-й части. Тему вступления сменяют две темы — главная и побочная, между которыми нет внутренних противоречий. Отсутствие конфликта, столкновения между ними приводит к необычности разработки: она основана на материале вступления. Реприза не приносит успокоения. Разыгравшаяся «драма чувств» завершается еше одним, последним появлением темы-эпиграфа.

  • Послушайте 1-ю часть Симфонии № 8 («Неоконченной») Шуберта и проследите за развитием ее основных образов.
  • Как композитор передал в своей музыке «жизнь чувств»? Какую роль в разработке играют мотивы вступления? Благодаря каким особенностям развития возникает ощущение либо радостного оживления, ли* бо тревоги?
  • Какие инструменты оркестра озвучивают основные темы Симфонии № в?
  • Что сближает мелодии «Неоконченной» симфонии с песнями Ф. Шуберта?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru