Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 40 В.-А. Моцарта

«Достичь небес - это нечто прекрасное и возвышенное, но и на милой земле несравненно прекрасна жизнь. Поэтому оставьте нас быть людьми», - эти слова величайшего композитора В.-А. Моцарта раскрывают его творческое кредо. Не об этом ли и маленькая трагедия А. Пушкина «Моцарт и Сальери»?

Моцартовские симфонии — настоящие инструментальные драмы. От них — прямой путь к симфониям Бетховена и откровениям композиторов-романтиков. Л. Бернстайн - выдающийся американский композитор и дирижер XX в. — писал: «Музыка Моцарта переступила пределы своего времени. Она обращена назад - к Баху и вперед - к Бетховену, Шопену, Шуберту... Верди и даже к Вагнеру. Моцарт - это сама музыка; что бы вы ни пожелали найти в музыке, - вы найдете у Моцарта... Моцарт... дух милосердия, всеобщей любви, даже страдания - дух, который не знает возраста, который принадлежит вечности».

Симфония № 40 занимает особое место в творчестве композитора. Внутреннее содержание ее богато, сложно и широко развито. Эта музыка затрагивает самые глубокие человеческие чувства, отражает драматическое, даже трагическое состояние души. Симфония как бы опередила свое время. Многим современникам композитора она казалась странной, непонятной.

Симфонию No 40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. Читаем о картине Леонардо ла Винчи (эти характеристики приводит в своей книге о Моцарте исследователь его творчества Г. Чичерин), а каждое слово как будто о музыке Моцарта!

Джоконда

«Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе страстное и чувственное в этом удивительном портрете». «Матовое лицо выступает из дымки. <...> Взгляд коричневых глаз производит двойственное впечатление. Он и целомудрен, и обольстителен, в нем светятся истома и ирония, лукавство и очарованье. На губах играет непостижимая улыбка».

В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» Леонардо да Винчи, — загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души... Глубина и непостижимость образа возникает от слияния контрастов в едином, внутренне противоречивом целом...

Три части Симфонии — 1, 2 и 4-я написаны в сонатной форме. 1-я часть начинается с изложения главной партии, трепетной, нежной, беспокойной. Контрастом звучат акцентированные аккорды. Порывистая, сильная мелодия словно предвещает борьбу... Но слишком мало сил у человека. И вновь звучит первая мятущаяся тема.

2-я часть контрастирует с 1-й — ее образный строй - светлая, ясная и спокойная лирика.

3-я часть - менуэт (таковы особенности построения сонатно-симфонического цикла), но в этой Симфонии он лишен танцевальности, преображен в музыку, полную страстности и пафоса. Строгая, энергичная и целеустремленная тема подчеркивает твердую решимость.

  • Спойте знакомые вам темы 1-й части Симфонии № 40 В.-А. Моцарта, а затем послушайте ее в записи.

  • Представьте себя дирижером симфонического оркестра и, слушая 1-ю часть симфонии, дирижируйте этой музыкой.
  • Послушайте 2-ю часть Симфонии № 40 и проследите по нотной записи, как развивается музыка. Какая интонация, общая для главной и побочной партий, получает развитие в разработке?

  • Какая особенность оркестровки создает ощущение размышления, воспоминания? Что напоминают интонации скрипок, флейты и гобоя?

Вдруг чеканная поступь прерывается удивительно простой, напевной мелодией - будто раскрывается душа человека. И снова звучит суровая и волевая начальная тема. Настолько разнообразно, смело и ново для эпохи Моцарта ритмическое своеобразие основной темы этой части, что можно предположить, будто музыка могла быть сочинена в XX в.

  • Какую мысль раскрывают особенности построения 3-й части Симфонии № 40? Какую роль в развитии этой части играют имитационно-полифонические приемы?

  • Что напоминает средняя часть менуэта: сам танец или народный напев? В каком ладу звучит эта часть?

Особенности сонатной формы финала - 4-й части Симфонии — сближают его с 1-й частью. По характеру образов между ними словно перекидывается арка.

  • Послушайте финал Симфонии № 40 в интерпретации разных дирижеров. Какая трактовка финала вам ближе? Главная партия -стремительная, порывистая или драматическая, мятежная? Побочная партия - изящная, изысканная или грустная, хрупкая, страдальчески прерывистая?
  • Какая особенность построения отличает главную партию? Что вносит в содержание музыки противопоставление двух ее элементов?
  • В каком ладу написана главная партия, а в каком - побочная?
  • Что вносит в лирико-драматическое развитие музыки разработка?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru