|
|
Учебник для 7 класса МУЗЫКАЦиклические формы инструментальной музыки. «Концерто гроссо» А. ШниткеСюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники. Музыка выдающегося отечественного композитора А. Шнитке - это исповедь человека нового времени, вобравшего в себя опыт нескольких столетий - от XVIII до XX в. Свободное совмещение прошлого и настоящего — особенность его музыки. Привлечение музыкальных цитат, полистилистика (намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений) свойственны А. Шнитке. Благодаря этому обращение к музыке этого композитора расширяет наши представления о единстве мира и человеческой культуры.
Концерт для двух скрипок, клавесина и камерного оркестра А. Шнитке имеет старинное название «Concerto grosso» (в переводе с итал. - большой концерт). В этом концерте взаимоотношения между солистами и оркестром такие же. как и в стариринных инструментальных концертах Баха и Вивальди. Партии солистов не довлеют над оркестром, а подчинены какому-то высшему порядку, высшим взаимоотношениям оркестром.
Т. Гринденко Вы уже знакомы с фрагментом «Concerto grosso», который композитор посвятил своим друзьям и первым исполнителям этой музыки скрипачам Гидону Кремеру и Татьяне Гринденко. «Сочиняя концерт, я не только слышал их, но и видел. как они играют... Их сценическое noведение доставляет слушателям и зритетям эстетическое наслаждение». Волевой, целеустремленной главной теме 5-й части композитор противопоставляет тему другого мира - злобного, враждебного. «Наплывы», искажающие звучание чистых тембров скритпки, воспринимаются слушателями как вторжение сил, противостоящих активности главной темы.
Г. Кремер
|
|
|