Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Главные образы

Мир образов рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» условно можно разделить на две группы - лирические и драматические.

В Прологе рок-оперы и в сцене в Гефсиманском саду Иисус Христос размышляет о смысле жизни. В Его музыкальной характеристике преобладают балладные интонации.

Образу Христа близок и образ бывшей грешницы Марии Магдалины. Ее колыбельная и сцена с Иисусом наполнены искренними человеческими чувствами.

На последней неделе перед Пасхой Иисус входит в Иерусалим. Народ радостно приветствует Христа как царя, который пришел освободить его от римскою рабства. Люди бросают Иисусу пол ноги ветки пальм, поют Ему славу — «Осанна!».

Образ Иуды представлен авторами рок-оперы противоречиво. Присущие ему сомнения, страдания, мучительные раздумья переданы современным музыкальным языком: ритмами хард-рока, рок-н-ролла, жесткими звучностями электроинструментов.

  • Послушайте фрагменты рок-оперы: сцену из Пролога и сцену в Гефсиманском саду. Какими средствами композитор рисует образ Иисуса Христа? Чем отличается музыкальный язык рок-оперы от традиционной классической оперы?
  • Спойте тему «Колыбельной Марии Магдалины» и послушайте этот фрагмент в записи (сначала на русском языке, а затем на английском). Черты каких известных вам жанров (блюз, спиричуэл, баллада) присутствуют в этой музыке? Чем отличаются исполнительские трактовки «Колыбельной?» Какая из них вам понравилась больше? Почему?
  • Спойте мелодию хора «Осанна!» и послушайте его в записи. Вспомните хоры из классических сочинений, созвучные образному строю хора «Осанна!».

Музыка Понтия Пилата — наместника римского императора, который по требованию священников и народа приговаривает Иисуса к смертной казни (распятию на кресте), носит иной характер. Ария «Сон Пилата» напоминает слушателям песню-балладу.

В комической манере запечатлен образ царя Иудеи — Ирода. Вы услышите в его песне элементы танцевальных жанров — регтайма, чарльстона, фокстрота.

Рок-опера завершается трагически — Иисус Христос распят на кресте, Иуда сходит с ума. Именно таким финалом создатели оперы побуждают слушателей и зрителей размышлять над вечным вопросом жизни «Что есть истина?».

Иуда - К. Андерсон

 

Христос - Т. Нил

  • Послушайте фрагменты из рок-оперы: «Небом полна голова», «Сон Пилата». «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды», эпилог. Какие особенности музыки и ее драматургии помогают слушателям почувствовать отношение композитора к происходящим событиям и действующим лицам?
  • Какие темы оперы звучат в Эпилоге? Чем музыка Эпилога отличается от музыки Увертюры?
  • Составьте словарь направлений современной популярной музыки и запишите его в «Творческую тетрадь». Какие из этих направлений встречаются в рок-опере «Иисус Христос - суперзвезда»?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru