Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

«Высокая месса». «От страдания к радости»

Самым величественным вокально-драматическим проиэведением, завершившим творческий путь Баха, который был глубоко веруюшим человеком, по праву считается «Высокая месса» (си минор).

Месса (от лат. missa - посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр это многочастное циклическое вокапьно-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия. Бах писал «Высокую мессу» несколько лет. В обычную католическую мессу входят пять основных песнопений: «Господи, помилуй!» («Куriе, eleison!»); «Слава в вышних Богу» («Gloria in cxcelsis Deo»); «Верую» («Credo»); «Свят» («Sanctus»): «Агнец Божий» («Agnus Dei»). Бах развернул освященный церковью цикл в монументальную композицию из 24 номеров (15 хоров, 3 дуэта, 6 арий) для смешанного хора, солистов (сопрано, альт, тенор, бас), оркестра и органа. Судьба «Высокой мессы» необычна - предназначенная для церковного богослужения, она никогда не исполнялась в церкви.

Месса относится к вокально-драматическому жанру, драматургия основана на раскрытии контрастных образов, свойственных сценическим жанрам. Идея Мессы - «от страдания к радости» - воплощается через сопоставление двух образных сфер, в выражении которых Бах достигает огромной силы и напряженности. Первая сфера — это образы скорби, горести и страдания, «вздохи и слезы», исполненные величием духа. Вторая, контрастная первой, - образы радости, света и ликования, триумфа правды и активного действия. Эту сферу можно считать вполне мирской, земной, жизненной.

  • Послушайте три номера из «Высокой мессы»: «Куriе, eleison!» (№ 1), «Gloria» (№ 4) и «Agnus Dei» (№ 23). Какие образные сферы представлены в этих фрагментах?
  • Спойте главные мелодии услышанных вами номеров «высокой мессы». Какого эмоционального настроя требует исполнение этих мелодий: умиротворения, скорби, утешения, воодушевления, очищения, сдержанности?
  • Какие жанровые признаки и выразительные средства отличают две образные сферы Мессы (лад, темп, интонации, ритм, фактура, сочетание звучания хора, солистов оркестра)?
  • Послушайте еще раз фрагменты из «высокой мессы». Какие знакомые вам приемы развития полифонической музыки использует композитор? Что роднит музыкальные образы Высокой мессы со знакомыми вам жанрами оперы, кантаты?
  • Согласны ли вы со словами немецкого композитора Бетховена о Бахе: «Не ручей - море ему имя»? Свои размышления запишите в «Творческую тетрадь».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru