|
|
Учебник для 7 класса МУЗЫКАГероическая тема в русской музыкеБессмертные произведения русской музыки: канты неизвестных авторов XVIII в., оперы М. Глинки. А. Бородина, кантата С. Прокофьева. так же как и сочинения современных композиторов — В. Гаврилина, В. Кикты и др., прославляют величие и красоту, мощь и силу, благородство и душевное богатство русского человека. Идея героической зашиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?
Драматургия оперы Бородина «Князь Игорь» во многом близка драматургии оперы Глинки «Иван Сусанин». Это говорит об общих закономерностях жанра, которые свойственны и другим музыкально-cцeническим произведениям (в частности, балету). И в опере Глинки, и в опере Бородина трудные периоды в жизни русского народа - война с войском польского короля Сигизмунда (в «Иване Сусанине») и битва с половцами (в «Князе Игоре») — показаны без батальных сцен — здесь нет симфонической звукописи сражений.
Глинка передал образ врага прекрасной танцевальной, рыцарственной музыкой. А Бородин, обращаясь к сюжету древнерусской истории, вместо битвы с половиами рисует сочными красками быт стана кочевников. Композиторы строят драматургию опер на контрастном сопоставлении двух противоборствующих сил. Обе оперы звучат как эпические сказы, в которых отражаются богатырские, сильные, могучие характеры русских людей, величие и слава Отечества. В балете Б. Тищенко усилено лирическое начало — не случайно его главной героиней становится Ярославна. А развернутые пластические монологи, исповеди и звучание хора, который в традициях античной трагедии как бы комментирует основную линию действия, родственны эпическому стилю повествования летописца «Слова о полку Игореве». Батальные сцены «живописуют» события и воссоздают пережитое.
|
|
|