Учебник для 6 класса

МУЗЫКА

       

Образы симфоническом музыки

«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина

«ТРОЙКА»

        Вдруг метелица кругом;
        Снег валит клоками;
        Чёрный вран, свистя крылом,
        Вьётся над санями;
        Вещий стон гласит печаль!
        Кони торопливы
        Чутко смотрят в тёмну даль,
        Воздымая гривы...

|В. Жуковский|

Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича Свиридова (1915— 1998) к повести А. Пушкина «Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всём мире. Эта музыка пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости. Она не только воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний героев небольшого литературного произведения.

Г. В. Свиридов

Эти два шедевра русской культуры отделены друг от друга промежутком времени, который измеряется почти ста пятьюдесятью годами. События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 —1812 гг., в период войны русского народа с армией Наполеона.

  • Прочитай повесть «Метель». Определи этапы развития её действия.
  • Почему эту повесть А. Пушкин назвал «Метель»? Какие события сопровождает метель в повести?
  • Какие чувства, переживания главных героев повести - Марьи Гавриловны, Владимира, Бурмина - описывает Пушкин?

Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести «Метель» — это взгляд нашего современника на Россию XIX в. Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка». Прежде чем послушать эту музыку, прочитай два эпизода из повести.

Рассказ автора:

...Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землёй. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались... Владимир ехал полем, пересечённым глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Рассказ Бурмина:

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я ве/Тел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою... Берега были занесены... Буря не утихала...

  • Спой главные мелодии «Тройки». Какими чертами наделил их композитор?
  • Послушай пьесу «Тройка». Как ты думаешь, чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы? Что хотел передать композитор в этой музыке?
  • Какими приёмами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?
  • Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы - от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?
  • В какой форме написана эта пьеса?
  • Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина може! послужить литературным аналогом этой пьесы?

приёмы развития     изооразительность     выразительность

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru