Учебник для 6 класса

МУЗЫКА

       

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

        Мира восторг беспредельный
        Сердцу певучему дан...

|А.Блок|

Отношение композитора к жизни, его оценка всего происходящего в мире, его душевные переживания — всё это является содержанием музыкальных образов. Музыка, записанная нотами, становится действительно музыкой только тогда, когда она исполнена и услышана. «Ноты — это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор», — говорил великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873—1938).

Каждый исполнитель, стараясь как можно точнее передать всё то, что композитор заложил в нотах, не может не спеть свою песнь, не выразить своих чувств и мыслей, вызванных музыкальным произведением, своим «общением» с композитором.

«Только правдивое — прекрасно» — таково было кредо Ф. Шаляпина. Он писал: «Двух правд чувства не бывает. Единственно правильным путём к красоте я поэтому признал для себя — правду».

  • Прочитай отрывок из воспоминаний Ф. Шаляпина.

Для полного осуществления сценической правды и сценической красоты, к которым я стремился, мне было необходимо постигнуть правду и поэзию подлинной живописи... Наш знаменитый пейзажист Исаак Ильич Левитан не имел прямого отношения к моей театральной работе, но <...> чем больше я видался и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить... большое чувство и поэзию в искусстве.

«Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку...» Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать... Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повеле-но жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи. Я сделал из этих новых для меня впечатлений надлежащие выводы для моей собственной работы в опере.

  • Рассмотри фотографии Ф. Шаляпина в ролях оперных персонажей. Охарактеризуй образы, созданные певцом в песнях и ариях из опер.
  • Вспомни фрагменты из этих опер. Выполни задание в творческой тетради на с. 14—15.
  • Напой мелодии арии Сусанина, песни Варяжского гостя, рондо Фарлафа.
  • Чем отличается песня в опере от песни как самостоятельного жанра и от романса? Что общего и различного в арии и песне из оперы?

ария     песня     речитатив     рондо

Картинная галерея

...Я нашёл для себя любимое дело:
искать и открывать в природе прек-
расные стороны души человеческой.

|М. Пришвин|

  • Рассмотри картины И. Левитана «Осень», «Берёзки». С каким чувством написаны эти такие разные живописные полотна? Что хотел передать нам художник?
  • Как ты понимаешь слова: «Природа — музыка! Тебе внимаю...»?
  • Послушай сочинения разных композиторов. Попробуй услышать музыку каждого автора как лирическую песнь-исповедь. Какое из произведений наиболее созвучно той или иной картине И. Левитана?

  • Сравни музыкальные интонации с интонациями картин. Какое настроение, чувство вызывает композиция той или иной картины, какую роль в ней играют линии, цветовые пятна, краски? Каким жестом ты можешь передать состояние, выраженное в картине?
  • «Обрати внимание на то, как просто и убедительно композиторы и художники «говорят» с нами о духовном богатстве, глубине внутреннего мира человека.
  • Подготовь компьклерную презентацию на тему: «Образы природы в музыке, литературе, живописи» и продемонстрируй её одноклассникам.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru