Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

       

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе» — так назвал К. Дебюсси одну из своих фортепианных прелюдий. Названия большинства прелюдий звучат как поэтические строки: «Что видел западный ветер», «Феи — восхитительные танцовщицы», «Затонувший собор», «Шаги на снегу», «Снег танцует», «Девушка с волосами цвета льна» и др.

Известно, что тембровая красочность симфонической музыки связана со звучанием тех или иных инструментов оркестра. В фортепианной музыке К. Дебюсси в роли различных тембров выступают своеобразные, необычные сочетания звуков, аккордов — прозрачные, кружевные, невесомые гармонии.

Наиболее близки музыке К. Дебюсси пастельные тона, акварельные краски. Частыми обозначениями характера исполнения в произведениях К. Дебюсси являются не указания темпа, а такие замечания, как «вполголоса», «шёпотом», «напевая»...

Творчество К. Дебюсси интересно и тем, что он первым из европейских композиторов XX в. включил новые джазовые ритмы в классическую фортепианную музыку. В финале сюиты «Детский уголок» звучит «Кукольный кек-уок» — модный в начале века танец американских негров. Слово кек-уок в переводе с английского cake-walk означает шествие с пирогом (награда лучшему танцовщику).

  • Послушай прелюдию К. Дебюсси «Лунный свет» в разных интерпретациях. Какая из них наиболее близка пейзажной живописи?
  • Как ты понимаешь высказывание о творчестве К. Дебюсси: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»

К. Дебюсси написал эту музыку под впечатлением от американского шоу в Париже, в котором загримированные белые актёры копировали произношение, жесты, пластику негров.

Слушая пьесу К. Дебюсси, обрати внимание на то, как она создаёт музыкальный портрет маленького танцора. Главным выразительным средством становится синкопированный ритм — с неожиданными ударениями, акцентами на слабой доле, паузами вместо ожидаемых тонов.

  • Послушай «Кукольный кек-уок» из сюиты «Детский уголок» К. Дебюсси. Исполни ритмическую импровизацию на музыку крайних частей пьесы с помощью ударных инструментов, хлопков и др.
  • В каких произведениях русских композиторов нашёл отражение мир детства, ребячьих забав, игр, увлечений? Вспомни полюбившиеся тебе музыкальные произведения М. Мусоргского, П. Чайковского, С. Прокофьева.
  • Вспомни фрагменты из знакомых тебе сюит русских и зарубежных композиторов.

прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru